3507 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)

ВВЕДЕНИЕ

 

Волейбол – один из наиболее популярных и признанных студентами специализаций среди культивируемых в Академии видов спорта.

Развитие физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение работоспособности систем организма, развитие тактического мышления, эмоциональный заряд, получаемый во время игры, сохранение бодрости – вот некоторый перечень достоинств студенческого волейбола, в том числе женского.

Современный этап развития женского волейбола характеризуется динамичной игрой с высокими скоростями перемещений, с большим объемом прыжков, требует гибкости, скоростно-силовой подготовленности, хорошей прыгучести и прыжковой выносливости, а также концентрации внимания. Это определяет важность знания приспособленности растущего женского организма к нагрузкам современного волейбола. Знание особенностей строения женского организма, этапов биологического созревания, периода овально-менструального цикла, функциональных возможностей основных систем организма, восстанавливаемость функций необходимо при организации и планировании учебно-тренировочных нагрузок, выборе тренировочных средств для развития физических качеств, технико-тактической и психологической подготовки.

Это обстоятельство и побудило к изданию методического пособия по рассматриваемым вопросам.

 

 

 

 

1.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ

ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

 

Женский и мужской организм различаются как по морфофункциональным параметрам, так и по особенности содержания в крови половых гормонов.

С рождения и до завершения дошкольного возраста (до 7 лет) у мальчиков и девочек не наблюдается существенной разницы в развитии морфологических и физических особенностей и качеств.

В Академию поступают девушки и юноши 17 лет. Это старший школьный возраст (15-18 лет). Он характеризуется еще не завершившимся процессом окостенения скелета (окончание окостенения наблюдается к окончанию 3-4 курса – 20-22 годам). Особое внимание в этот период необходимо уделять статическим нагрузкам на позвоночник. В этот период наблюдается несоответствие биологической и психосексуальной зрелости.

Во время циклических менструальных периодов в организме спортсменок  происходит изменение со стороны функций сердечно-сосудистой, нервной, кровеносной и эндокринной систем, которые изменяют обмен веществ.

Артериальное давление, частота пульса, терморегуляция, жизненная емкость легких обнаруживают волнообразные изменения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой женщины-спортсменки при планировании учебных и тренировочных нагрузок с учетом фаз менструального цикла. Выявлено, что с 10 по 16-й день цикла организм женщины ослабевает и необходимо проводить индивидуальную коррекцию тренировочного процесса. К концу цикла (за 8-10 дней) самочувствие улучшается и в этот период тренировочные нагрузки можно увеличивать как по объему, так и по интенсивности. Практика и исследования показывают, что у спортсменок, продолжающих тренироваться и участвовать в соревнованиях в предменструальной и менструальной фазах, спортивные успехи бывают обычные и иногда рекордные, а у части же из них ухудшаются спортивные результаты.

Отчетливых развитий в длине верхних конечностей у мужчин и женщин. Половой диморфизм нижних конечностей, прежде всего, выражен разностью угла, образованного шейкой с диафизом бедра, и диапазон движений у женщин гораздо больший. Удельный вес мышечной массы у женского организма меньше, а жировой ткани больше (основные места отложений жира у женщин – это область бедер, живота и задней поверхности плеч; у мужчин – бедер, под лопатками, область живота). Плотность костей мужчин выше, чем у женщин, что обеспечивает большую прочность скелета мужчин.

Общее количество крови в организме человека составляет около 7% (1/13) всего тела, причем объем крови на 1кг веса тела у мужчин больше, чем у женщин. Вязкость крови не зависит от пола. Удельный вес крови человека равен 1,050 – 1,062. Регуляция температуры тела у женщины более эффективная, чем у мужчин. Исследователи утверждают, что потоотделение у мужчин происходит обильно и неэкономно, нежели у женщин. У женщин образуется большее число кровеносных сосудов и через них поступает больше крови к коже, которая охлаждается путем теплоотдачи. Существует предположение, что у женщин потовые железы расположены более равномерно.

Мужские половые гормоны (особенно тестостерон) активно действует на азотистый и белковый обмен, способствует отложению кальция и фосфора в костях, уменьшают количество жира в тканях, повышают количество эритроцитов и гемоглобина.

Половое различие относится и к органам дыхания: строение дыхательных путей, величине легочных объемов. Максимальный минутный объем дыхания у женщин составляет около 80% егр величины у мужчин. Неодинаковы возможности мужского и женского организма в использовании кислорода при максимальной работе.

При умеренных физических нагрузках улучшаются показатели физического развития, уменьшается число гинекологических заболеваний. Однако нельзя не сказать об отрицательных последствиях чрезмерных физических нагрузок на менструальную и репродуктивную функцию женского организма. Наиболее частая патология у женщин, занимающихся спортом – нарушение менструальной функции, вплоть до длительной аменореи (задержки).

Таким образом, особенности строения женского организма обуславливают особенность адаптивных реакций в процессе как срочной, так и долговременного приспособления к нагрузкам в современном спорте.

 

2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

СРОЧНОЙ И ДОЛГОВРЕМЕННОЙ АДАПТАЦИИ

ЖЕНЩИН-ВОЛЕЙБОЛИСТОК К ТРЕНИРОВОЧНЫМ

НАГРУЗКАМ

Организация учебных занятий в группах со специализацией «волейбол» и группах спортивного совершенствования предусматривает комплексный контроль за уровнем подготовленности и тренированности женщин-волейболисток. Система комплексного контроля в волейболе включает в себя педагогический, медико-биологический, и психофизиологический разделы.

Педагогический раздел включает в себя учет тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку выполнения тренировочных тестов (нормативов), оценку эффективности игровой деятельности и оценку физических качеств игрока. Направлен на выполнение программы специализации и плана подготовки и проведения его своевременной коррекции у отдельных игроков или в командных действиях.

Медико-биологический раздел включает в себя контроль за состоянием здоровья и уровнях функциональной готовности на основании диагностики состояния сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы нервно-мышечного аппарата и анализаторов, общей и специальной работоспособности. Направлен на раннее выявление нарушений в состоянии здоровья или слабых звеньев и факторов, имитировать работоспособность, их своевременную коррекцию медико-биологическими средствами, а также разработку системы лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий.