3566 СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Требования

государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по разделу "Специаль­ные дисциплины. Семьеведение"[1]

 

Обязательный минимум содержания

 

Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения. Се­мья и брак. Семья и быт.

Основные типы семьи.

Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т.п. основания современной семьи.

Нормативно-правовая база функционирования семьи, социаль­ной защиты семьи, материнства и детства.

Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

 

Требования к знаниям и умениям

 

Дипломированный специалист должен в области семьеведения:

-   иметь представление о специфике семьеведения, его месте среди других специальных дисциплин; о связи семьеведения с общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными дисциплинами;

-   иметь представление о семье, ее социальной сущности, истории развития брака и семьи;

-   знать основные функции семьи, понимать их личное и общественное значение;

-   знать нормативно-правовую базу функционирования семьи и ее социальной защиты;

-   понимать проблемы современной российской семьи и роль социальной защиты в их решении;

-   ориентироваться в особенностях различных типов семьи, их проблем и находить нужные способы и формы социальной работы в них;

-   познакомиться с опытом зарубежных стран через публикации в журналах, книгах и сравнить с опытом социальной работы в нашей стране;

-   приобрести умение использовать теоретические знания по семьеведению в решении определенных задач, поставленных в письменных работах и рефератах;

-   приобрести умение в написании рефератов по вопросам семьеведения и выступлении с ними перед группой.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "СЕМЬЕВЕДЕНИЕ"

 

№ п/п

Тема

Всего часов

ЛК

СЗ

СР

1

Предмет и функции семьеведения.  Семья как фактор стабильности общества и государства. Понятие семьеведения.

8

2

2

4

2

Происхождение и развитие брака и семьи. Социальная сущность семьи. Семья и быт.

18

6

6

6

3

Основные типы семьи.

28

10

10

8

4

Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

12

4

4

4

5

Социально-экономические,  духовно-культурные, духовные, правовые основания современной семьи.

16

4

4

8

6

Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты  семьи, материнства и детства.

16

4

4

8

7

Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

16

4

4

8

8

Проблема укрепления семьи. Роль средств массовой информации в укреплении семьи.

8

4

3

1

9

Итого:

122

38

37

47

 

 

Планы

семинарских занятий по курсу "Семьеведение"

 

 

Тема 1. Предмет и функции семьеведения. Понятие семье­ведения. Семья как фактор стабильности общест­ва и государства

 

Требования к изучению темы: понимать предмет семьеведения и его роль в подготовке специалистов социальной работы;  понимать взаимовлияние семьи и общества.

 

Вопросы для обсуждения

  1. Объект, предмет и функции семьеведения.
  2. Понятие семьеведения.
  3. Семья как фактор стабильности государства и общества.

 

Библиографический список

  1. Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.,1986. С.11-30.
  2. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития // Бюллетень. Департамент проблем семьи, жен­щин и детей. Министерство социальной защиты населения РФ. 1996.  № I.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.
  4. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Комплексная научная программа "Семья": опыт междисциплинарных исследований // Семья в России. 1994. № 2.
  5. Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи // Семья в России. 1996. № I.
  6. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. Гл.I.