3590 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В методических указаниях предлагаются материалы для контроля и оценки знаний студентов по курсу ''Отечественная история''.

Широкий спектр исторических источников, альтернативных свидетельств и оценок участников событий, отрывки из аналитических текстов современных исследователей помогут преподавателям в подготовке и проведении дискуссий, практикумов, семинарских и других видов занятий. Изучение истории тем интереснее, чем больше разноплановой и обстоятельной информации становится доступной студенту, чем острее и актуальнее вопросы о прошлом нашей страны, выносимые на обсуждение и предлагаемые в качестве тем рефератов.

При отборе вопросов к семинарским занятиям, рекомендуемой литературы,  контрольных заданий, соответствующих компонентам ''Государственного образовательного стандарта'' по курсу ''Отечественная история'', авторы акцентировали внимание на наиболее важных в образовательно-воспитательном отношении проблемах отечественной истории, ориентирующих на личностное осмысление студентами знаний, творческое применение умений обобщать материал, владеть логическими приемами рассуждений и доказательств, делать выводы.

Различные виды тестовых заданий нацелены прежде всего на проверку знаний студентами имен, дат, названий исторических событий, их хронологической последовательности. Тестовые задания могут применяться как для фронтальной проверки уровня исторической подготовки студентов по темам курса, так и для осуществления студентами самоконтроля.

Проверочные работы призваны дать общую картину усвоения студентами материала тематических разделов курса, объективно выявить уровни обученности студентов по предмету.

Авторы надеются, что данные методические указания помогут студентам при подготовке к экзаменам и зачетам.

 

 

 

Ранняя история славян. Государство Киевская Русь

  1. Славяне в догосударственный период (расселение, хозяйство, социальные процессы, быт, верования).
  2. Государство Киевская Русь: возникновение (Норманская теория), становление (IX–X вв.), расцвет (конец X – первая половина XI в.) Киевской Руси.
  3. Феодальная раздробленность: причины, значение. Земли и княжества Северо-Восточной Руси в XII – первой половине XIII в.
  4. Основные черты культуры Киевской Руси.

Литература

  1. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
  2. История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, гимназий и школ. В 2 т. / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и. др. Под ред. С. Леонова. Т. 1. М., 1995
  3. История России с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. Т. 1. М., 1996.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 томах. Т. 1. М., 1989.
  5. Соловьев С.М. Соч. в 18 т. Кн. 1. Т.1 –2. М., 1988.
  6. Ключевский В.О. Соч. в 9 том. Т. 1. М., 1987.
  7. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г: Энциклопедия. Т. 1-3. М., 1994-2000.
  8. «Повесть временных лет» (любое издание).
  9. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв). Курс лекций. М., 1999.
  10. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога. Рязань,1993.
  11. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли: XI-XIII вв. М., 1995.
  12. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М., 1992.
  13. Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. Рязань, 1990.
  14. История Отечества в лицах. М., 1993.
  15. Кузьмин А.Г. Русские летописи как источники по истории Древней Руси. Рязань, 1969.
  16. Культурология/Под ред. Л.В. Южаковой. Учеб. пособие. Рязань:РГРТА 1999.

Источники и дополнительная литература

10. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. М., 1993.

11. Ледовских Н.П. История русской культуры. Рязань, 1999.

12. Монгайт А.Л. Рязанская земля. М., 1961

13. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. М., 1998.

14. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

15. Фроянов И.Я. Киевская Русь: главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.

16. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.

Ресурсы в Интернет

http://www.magister.msk.ru/library/history сайт содержит «Курсы истории России» Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова.

http://www.gardariki.ques.info – сайт содержит информацию об истории Древней Руси и русской культуры, учебные пособия и публикации.

Темы рефератов

  1. «Повесть временных лет» – первая русская летопись (как исторический источник).
  2. «Русские Помпеи» – Старая Рязань до и после нашествия Батыя.
  3. Язычество древней Руси.
  4. Норманская теория: история возникновения, содержание, критика и современное состояние.
  5. Когда и каким образом сформировалось государство Киевская Русь?
  6. Поясните содержание Норманской теории. Какую роль в формировании государства у славян сыграли варяги?
  7. Назовите первых русских князей. Благодаря чему они вошли в историю?
  8. Назовите причины принятия христианства на Руси. Как крещение Руси повлияло на ее историю?
  9. Какие этапы распада Киевской Руси можно выделить? С именами каких князей они связаны?
  10. В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?

Контрольные вопросы и задания

 

 

Складывание Московского государства

 

  1. Русские земли в условиях монгольского завоевания и золотоордынского ига. Исторические предпосылки и условия объединения русских земель.
  2. Возвышение Москвы: причины и последствия. Феодальная война на Руси в XV в.
  3. Централизованное государство при Иване III.
  4. Московское царство. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
  5. Основные черты русской культуры XIII – XVI вв.

Литература

  1. История России с древнейших времен до конца XVII в./ Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. Т. 1. М., 1996. С. 399-440.
  2. История России: Учеб. пособие для вузов, а также колледжей, гимназий и школ. В 2 т. / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др; Под ред. С. Леонова. Т. 1. М., 1995.
  3. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г: Энциклопедия. Т. 1-3. М., 1994-2000.
  4. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
  5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М., 1992.
  6. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991.
  7. Ледовских Н.П. История русской культуры. Рязань, 1999.
  8. Джером Горсей. Записки о России. М., 1990.
  9. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1979.
  10. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.
  11. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.
  12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.
  13. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. М., 1993.
  14. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Источники и дополнительная литература

3.       Домострой. М., 1990.

4.       Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

10. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

11. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV вв. М., 1960.

Ресурсы в Интернет

http://www.magister.msk.ru/library/history –сайт содержит «Курсы истории России» Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова.

Темы рефератов

  1. Русь и Золотая Орда.
  2. Феодальная война на Руси в XV в.
  3. Российское государство при Иване III.
  4. Иван Грозный: личность и деятельность.
  5. Опричнина Ивана Грозного: причины, социальная сущность, исторические дискуссии.
  6. Россия XVI столетия глазами иностранцев.
  7. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?
  8. Каковы непосредственные последствия нашествия и его влияние на развитие феодальных отношений, социальной и политической структуры Русского государства?
  9. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства? Поясните: почему Москва возглавила процесс объединения Русских земель?
  10. Какие факторы способствовали созданию единого российского государства?
  11. Назовите причины перехода от политики реформ конца 40-х  –  начала 50-х годов XVI в. к опричному террору. В чем социальная сущность опричнины?

Контрольные вопросы и задания

 

 

Россия в XVII в.

  1. Россия в конце XVI – начале XVII в. «Смутное время»: причины, сущность, проявления.
  2. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых. Основные тенденции развития экономики, социальной и политической систем в XVII столетии.
  3. «Бунташный век»: социальные конфликты XVII столетия.
  4. Церковная реформа и ее последствия.
  5. Новые тенденции в русской культуре XVII в.

Литература

  1. История России с древнейших времен до конца XVII в. /Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. Т. 1. М., 1996. С. 457-528.
  2. История России: Учеб. пособие для вузов, а также колледжей, гимназий и школ. В 2 т. / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др; Под ред. С. Леонова. Т. 1. М., 1995.
  3. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г: Энциклопедия. Т. 1-3. М., 1994-2000.
  4. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
  5. Ледовских Н.П. История русской культуры. Рязань, 1999.
  6. Лихолетье: Москва в XVI–XVII вв. М.,1988.
  7. Очерки истории русской культуры XVII в. Ч. 1, 2. М., 1979.
  8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве. М., 1996.
  9. Буссов К. Московская хроника 1584-1613. М.; Л., 1961.
  10. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX- середина XVIII в. М., 1992.
  11. Ключевский В.О. Сведения иностранцев о Московском государстве. М., 1991.
  12. Соборное уложение 1649 г. Текст. Комментарии. Л., 1987.
  13. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников: Сборник. М., 1989.
  14. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985.
  15. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск, 1990.
  16. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Источники и дополнительная литература

4.       Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Ч. 1.

7.       Хроники смутного времени. М., 1998.

8.        Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1992.

Ресурсы в Интернет

http://www.hist.msu.ru/library/ER/index/html – сайт исторического факультета МГУ (Соборное уложение 1649 г.и др. документы).

http://www.lants.tellur.ru/history – сайт «Отечественная история» (курсы по истории России Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и др.).

Темы рефератов

  1. Смута в России: причины, сущность, последствия.
  2. Россия XVII столетия глазами иностранцев.
  3. Русский город в XVII столетии.
  4. Новые тенденции в русской культуре XVII века.
  5. Россия и Запад в XVII столетии.
  6. Церковный раскол: духовная и социальная сущность.
  7. Протопоп Аввакум и его «Житие».
  8. Оформление крепостного права в России.
  9. «Соборное уложение».
  10. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
  11. Как шло политическое развитие России после Смуты? Почему новые явления в политической практике рубежа XVI – XVII вв. в дальнейшем не получили развития?
  12. Приведите примеры, подтверждающие формирование абсолютизма в России.
  13. Почему XVII в. называют «бунташным»? Какую объективную роль сыграли народные выступления?
  14. В чем причины и сущность Раскола?
  15. Назовите традиционные и новые тенденции, проявившиеся в русской культуре XVII в.
  16. Стал ли XVII век «новым периодом русской истории»? Приведите аргументы.

Контрольные вопросы и задания

1.       Назовите причины и повод начала Смутного времени.

2.       Какие этапы можно выделить в Смуте?

 

 

Россия при Петре I. Становление империи

1. Личность Петра и его влияние на исторические процессы в России.

2. Военная деятельность Петра I. Северная война.

3. Социально-экономические реформы Петра I.

4. Политические реформы. Формирование системы абсолютизма в России.

5. Российская империя: власть и общество.

Литература

  1. История России с древнейших времен до конца XX в. /Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2. М., 1996.
  2. История России /Под ред. А.С. Орлова. М., 2000.
  3. История России IX-XX вв. /Под ред. Я.А. Перехова. М., 1999.
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекции LIX-LXIX. Соч. в 9 томах. Т.IV. М., 1989.

Источники и дополнительная литература

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
  2. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.
  3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга III. Репринтное изд. М., 1992.
  4. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. М., 1992.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.
  6. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1914.
  7. Шишко Л.Э. Рассказы из русской истории. М., 1991.

Интернет-источники

http://www.eu.spb.ru/history; http://www.piter.nev.ru http://www.samgaps.ru; http://www.anichkov.ru/Elisa - сайты содержат информацию по теме «Россия при Петре I. Становление империи».; мороженого в те времена была

Темы рефератов

1. Петр I как государственный деятель.

2. Северная война и ее влияние на преобразовательную деятельность Петра I.

3. Система государственного управления при Петре I.

4. Положение народа в эпоху Петра I.

5. Власть и церковь в эпоху петровских преобразований.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные черты характера Петра I.

2. Чем была вызвана необходимость проведения кардинальных реформ во всех сферах жизни общества в начале XVIII века?

3. Когда началась Северная война:

- 1700 г;

- 1703 г;

- 1709 г.

4. С кем воевал Петр I в Северной войне:

- Польшей;

- Данией;

- Швецией.

5. Дайте обоснование тезиса «Северная война послужила одной из главных причин модернизации России». Перечислите эти главные причины.

6. Административная реформа Петра I включала в себя:

- создание новых органов государственного управления;

- введение паспортной системы;

- разделение страны на губернии и провинции (области).

7. Реформы государственного управления преследовали цель:

- укрепить самодержавную власть царя;

- создать стройную и надежную систему управления страной;

- выкачать из народа больше денег на ведение войны.

8. Сенат при Петре I был органом:

- законно-совещательным;

- исполнительным;

- судебным.

9. Какая страна стала для Петра I образцом в проведении реформ государственного управления:

- Англия;

- Франция;

- Швеция.

10. Что собой представляли петровские коллегии, почему они так назывались, какие функции им принадлежали.

11. Когда Россия была объявлена империей, а Петру I был присвоен титул императора? Что означал этот титул:

- 1709 г.;

- 1721 г.;

- 1725 г.

12. В чьих интересах проводились реформы Петра I:

- народа России;

- правящего сословия (дворянства);

- государства в целом.

13. Социально-экономические реформы Петра I:

- укрепили экономику страны и улучшили положение народа;

- превратили Россию в мощное государство европейского типа;

- модернизировали страну, вывели ее на европейскую политическую арену.

14. При Петре I патриаршество:

- было введено;

- было ликвидировано;

- было ограничено.

15. Петровский Табель о рангах – это:

- документ, регламентировавший прохождение государственной службы в Российском государстве;

- документ, закреплявший привилегии основных сословий;

- документ, вводивший новую систему чинов и званий в системе государственного аппарата Российской империи.