3421 ЛОГИСТИКА

Лабораторная  работа № 1
МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ

 

Цель лабораторной работы: исследование  движения материального и информационного потоков на оптовой базе.

 

Задания для выполнения

  1. Выбрать вариант технологической обработки материального потока (выполняется на компьютере). Рассчитать входной и выходной материальный поток. Заполнить табл. 1 для всех наименований входного и выходного материальных потоков.

 

Таблица 1

ВХОДНОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК

Дата

Кол-во

Упаковка

Транспорт

Сопровождение

№ партии*

№ схемы

Наименование груза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

ВЫХОДНОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК

Дата

Кол-во

Упаковка

Транспорт

Сопровождение

№ партии**

№ схемы

Наименование груза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

* Для входного материального потока в столбец № партии заносится № п/п из исходных данных.

** Для выходного материального потока в столбец № партии заносится номер партии, из которой формируется заказ.

 

 

  1. Рассчитать совокупный материальный поток за месяц.
  2. Рассчитать запас товарно-материальных ценностей на начало и конец месяца. Результаты расчета свести в табл. 2.

 

Таблица 2

Входной материальный поток

Выходной материальный поток

Дата поставки

Количество

Дата отгрузки

Количество

Наименование груза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого запас на начало месяца:

Итого запас на конец месяца:

 

  1. Разработать для каждого технологического варианта обработки материального потока схему документооборота.
  2. Заполнить комплект документов, необходимых при обработке входного материального потока (№ партии указывается преподавателем).
  3. Заполнить комплект документов, необходимых при обработке выходного материального потока (№ партии указывается преподавателем).
  4. Составить общую схему движения информационного потока.

 

Теоретические сведения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Мате­риальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и го­товыми изделиями — начиная с первичного источника сырья вплоть до конеч­ного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-матери­альные ценности и т. д., рассматриваемые в процессе приложения к ним раз­личных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числи­теле которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в зна­менателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести по­грузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком — это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному по­току. Следует отметить, что издержки на исполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть:

-      внешним и внутренним;

-      входным и выходным.

Рассмотрим движение материального потока на складе оптовой торговли. На рис. 1 представлена схема склада.

 

 

 

Склады – здания, сооружения и разнооб­разные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения по­ступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потреби­телю.

На рис. 2 приведена принципиальная схема движения материального по­тока. По пути с грузом осуществляются разнообразные логистические опера­ции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, расформирование грузовой единицы, укладка на хранение и т. д.

Как следует из схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть обработан по одному из следующих технологических вариантов:

1) участок разгрузки – участок хранения;

2) участок разгрузки – участок приемки – участок хранения;

3) участок разгрузки – приемочная экспедиция – участок хранения;

4) участок разгрузки – участок приемки – приемочная экспедиция – уча­сток хранения.

 

 

Прибывший железнодорожным транспортом товар выгружается из транспортного средства на участке разгрузки (железнодорожная рампа), а при­бывший автомобильным транспортом – на участке разгрузки (автомобильная рампа).

Различают грузы, прибывшие в рабочее и нерабочее время. Если раз­грузка происходит в нерабочее время, т.е. тогда, когда основной склад закрыт, груз поступает в приемочную экспедицию – помещение, отдельное от основ­ного склада.

Разгруженный в рабочее время груз направляется в основное помещение склада. При этом некоторые товары, упакованные в стандартную тару (мешки, пакеты, ящики и т.д.), сразу перемещаются на участок хранения. Другие товары направляются на участок приемки для распаковки и проверки.

На участке приемки осуществляется проверка качества и количества то­вара, целостности пломб и упаковки. Проверка прибывшего товара также необ­ходима в случае сопровождения груза представителями сторонней организации (поставщика, транспортно-экспедиционной фирмы).

Так или иначе, товар сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 2 изображено 4 варианта:

1) участок хранения — участок погрузки;

2) участок хранения — участок комплектования — участок погрузки;

3) участок хранения — отправочная экспедиция — участок погрузки;

4) участок хранения — участок комплектования — отправочная экспеди­ция — участок погрузки.

Отпускаемый со склада товар может проходить или не проходить опера­цию комплектования. На участке комплектования выполняются операции рас­фасовки товара в мешки, пакеты, ящики, поддоны и др. виды упаковки и операции фор­мирования грузовых единиц, содержащих ассортимент товаров, подобранный в соответствии с заказом.

Товар со склада может доставляться заказчику силами самого склада. То­гда в помещении, отдельном от основного склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к от­грузке товар и обеспечивать его доставку потребителю.

Совокупный материальный поток (СМП) для всего склада определяется по фор­муле:

,

 

где МПi – материальный поток на отдельных логистических операциях (погрузка, разгрузка, размещение на хранение, транспортировка между участ­ками, проверка качества и количества, отборка товаров и т.д.).

 

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он пре­вращается в материальный запас.

Расчет запасов товаров на начало и конец периода осуществляется исходя из формулы:

 

,

 

где  — входной и выходной материальный поток соответст­венно;

— материальный запас на начало и конец периода соответ­ственно.

 

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логисти­ческой системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информаци­онный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

-      в зависимости от вида связываемых потоком систем:

  • горизонтальный,
  • вертикальный;

-      в зависимости от места прохождения:

  • внешний,
  • внутренний;

-      в зависимости от направления по отношению к логистической системе:

  • входной,
  • выходной;

-      в зависимости от движения материального потока (по времени):

  • опережающий,
  • запаздывающий,
  • одновременный;

-      в зависимости от движения материального потока (по направлению):

  • встречный,
  • прямой.

Опережающий информационный поток во встречном направлении со­держит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем при­бытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в пря­мом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении могут про­ходить информация о результатах приема груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии,  подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток характеризуют следующими показателями:

-      источник возникновения;

-      направление движения потока;

-      скорость передачи и приема;

-      интенсивность потока и др.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. В практике хозяйственной дея­тельности информация может измеряться также:

-      количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

-      суммарным количеством документострок в обрабатываемых или переда­ваемых документах.

Основную часть общего объема информации составляет информация, по­ступающая на склад от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровож­дающие поступающий на склад товар, так называемые товарно-сопроводитель­ные документы.

В зависимости от функционального назначения в логистических процес­сах на складах участвуют следующие группы документов, используемых для оформления:

• приемки товаров;

• размещения товаров на хранение;

• отпуска и продажи товаров.

В табл. 3 представлено описание документов, используемых при обра­ботке грузов на складах оптовой торговли. На рис. 3 и 4 представлены примерные схемы движения основных документов при размещении на хране­ние и при отгрузке товаров на складах оптовой торговли.

 

Таблица 3

Документы, используемые при приемке, хранении и  отгрузке товаров

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

Акт о приеме-передаче то­варно-матери­альных ценно­стей на хране­ние

МХ-1

Применяется для учета приема-передачи товарно-мате­риальных ценностей, переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю. Составляется пред­ставителями организаций хранителя и поклажедателя на основании и в соответствии с договором хранения (на определенный срок и "до востребования"). Количество экземпляров акта и комплектность составленных доку­ментов определяются в каждом конкретном случае

Журнал учета товарно-мате­риальных цен­ностей, сданных на хранение

МХ-2

Применяется для учета товарно-материальных ценно­стей, сданных на хранение. Ведется материально ответ­ственным лицом организации-хранителя на основании данных документов о приеме товарно-материальных ценностей, сданных на хранение. Прием  товарно-мате­риальных  ценностей на хранение, их возврат поклаже­дателю по истечении срока хранения оформляются под­писями материально ответственных лиц. При получении товарно-материальных   ценностей   из   места  хранения

Продолжение таблицы 3


Наименование документа

Номер

формы

Примечание

 

 

поклажедатель расписывается, подтверждая своей  подпи­сью отсутствие у него претензий по количеству и каче­ству товарно-материальных ценностей, полученных от организации-хранителя

Акт о возврате товарно-мате­риальных цен­ностей, сданных на хранение

МХ-3

Применяется для учета возврата поклажедателю то­варно-материальных ценностей, принятых организа­цией-хранителем на хранение. Составляется в двух эк­земплярах материально ответственным лицом организа­ции-хранителя по истечении срока хранения товарно-материальных ценностей при возврате их поклажеда­телю. Один экземпляр остается в организации-храни­теле, второй - передается поклажедателю

Журнал учета поступающих грузов

МХ-4

Применяется для регистрации грузов (товарно-матери­альных ценностей), поступающих в места хранения (на плодоовощные базы, склады, холодильники) различ­ными видами транспортных средств (автотранспортом, железнодорожным, водным, воздушным транспортом и т.д.) за отчетный период (ежемесячно).

Записи производятся уполномоченными работниками по мере поступления товарно-материальных ценностей на основании сопроводительных товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приеме. В слу­чае доставки товаров, грузов по железной дороге, вод­ным транспортом в графе "Примечание" фиксируются время подачи, разгрузки, уборки вагонов (барж) и время простоя. Также в этой графе отмечаются данные о ком­мерческом акте в случаях выявления повреждения или порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест данным, указанным в транс­портном документе

Журнал учета поступления продукции, то­варно-матери­альных ценно­стей в места хранения

МХ-5

Применяется для ведения количественного учета движе­ния и остатков продукции, товарно-материальных цен­ностей материально ответственными  лицами  в   местах   хранения.  Учет ведется по отдельным культурам, то­варно-материальным ценностям на основании приходно-расходных документов

Журнал учета расхода про­дукции, то­варно-матери­альных ценно­стей в местах хранения

МХ-6

Применяется для ведения количественного учета движе­ния и остатков продукции, товарно-материальных цен­ностей материально ответственными лицами в местах хранения. Учет ведется по отдельным культурам, то­варно-материальным ценностям на основании приходно-расходных документов

Весовая ведо­мость

МХ-9

Применяется для учета контроля за вывозом товарно-материальных ценностей из мест хранения (баз, складов и т.д.). Ведется весовщиком. Графы ведомости "Масса порожнего транспорта" и "Масса груженого транспорта"

Продолжение таблицы 3


Наименование документа

Номер

формы

Примечание

 

 

заполняются на основании данных взвешивания груза (товаров) на автомобильных (возовых) весах. По окон­чании дежурства ведомость сдается в бухгалтерию

Партионная карта

МХ-10

Применяется при партионном способе хранения. Со­ставляется на каждую партию товаров для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, сортам, стоимости  товаров,  поступивших  различными   видами

Партионная карта

МХ-10

транспортных средств (автотранспортом, железнодо­рожным, водным, воздушным транспортом и т.д.).

Партией считается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. Допускается считать одной партией:

а) товары, поступившие одним видом транспорта (в од­ной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных доку­ментов (железнодорожных, водных накладных и т.д.);

б) товары одного наименования, поступившие одновре­менно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству.

Партионная карта выписывается в двух экземплярах на каждую партию товаров материально ответственным лицом. Указываются все необходимые реквизиты отпра­вителя, получателя, станции отправителя, номер и дата акта о приеме товара, а также наименование, артикул, сорт, цена, количество, масса товара. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регист­ром складского учета товаров, второй - передается в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально от­ветственным лицом указываются в партионной карте дата отпуска, номер расходного документа и количество (масса) отпущенного товара. Полный расход каждой партии товаров оформляется в партионной карте подписями уполномоченных на это лиц с указанием данных о применении норм естествен­ной убыли и окончательного результата учета товаров (ценностей). После полного выбытия данной партии то­варов партионная карта склада передается в бухгалте­рию для проверки и принятия соответствующего реше­ния

Акт о расходе товаров по пар­тии

МХ-11

МХ-12

Применяются при полном израсходовании каждой пар­тии товаров (при учете их по партиям).

Составляются в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию не позднее следующего дня, второй - остается у материально ответ­ственного(ых) лица (лиц). Акт по форме МХ-11 оформляется при обнаружении расхождений данных  по  приходу и  расходу товаров по отдельной партии. В остальных случаях для оформления полного расхода товаров по партиям применяется акт по форме МХ-12

Продолжение таблицы 3

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

Ведомость учета остатков товарно-мате­риальных цен­ностей в местах хранения

МХ-19

Применяется в организациях, учитывающих товарно-ма­териальные ценности по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу учета. Ведомость учета остатков заполняется на основании данных карточек учета то­варно-материальных ценностей, проверенных бухгалте­рией. Правильность перенесения остатков в ведомость подтверждается подписью проверяющего

Отчет о движе­нии товарно-материальных ценностей в местах хране­ния (товарный отчет)

МХ-20

Применяется для предоставления в бухгалтерию отчета о движении товарно-материальных ценностей (товар­ного отчета) за отчетный период материально ответст­венным лицом. Подписываются материально ответст­венным лицом. В товарном отчете записи производятся по каждому приходному и расходному документу и ос­таткам товаров по ассортименту. Количество экземпля­ров и комплектность составленных документов опреде­ляется в каждом конкретном случае

Отчет экспеди­тора

МХ-21

Применяется для учета товарно-материальных ценно­стей, доставленных грузополучателям через экспедицию организации-производителя (поставщика).

Экспедитор (водитель-экспедитор) отчитывается перед бухгалтерией своей организации за доставленные то­варно-материальные ценности грузополучателям по ка­ждому рейсу автотранспорта. Составляется экспедито­ром (водителем-экспедитором) на основании результа­тов доставки товарно-материальных ценностей грузопо­лучателям. Количество экземпляров акта и комплект­ность составленных документов определяется в каждом конкретном случае

Акт о приемке товара

ТОРГ-1

Применяется для оформления приемки товаров по каче­ству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.

Акт составляется членами приемной комиссии, уполно­моченными на это руководителем организации.

Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром, вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для со­ставления двустороннего акта.

Если по каким-то уважи­тельным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте соответственно.

Количество составляемых актов и комплектность доку­ментов обосновывается фактической ситуацией

Акт об установ­ленном расхож­дении по коли­

ТОРГ-2

Применяется для оформления приемки товарно-матери­ альных ценностей, имеющих  количественные расхож­дения с данными сопроводительных документов по­

Продолжение таблицы 3

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

честву и каче­ству при при­емке товара

 

ставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Акт о приемке товаров по количеству составляется в соот­ветствии с фактическим наличием товаров данным, со­держащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акт составляется по результатам приемки членами ко­миссии и экспертом организации, на которую возло­жено проведение экспертизы, с участием представите­лей организаций поставщика и получателя или предста­вителем организации-получателя с участием компетент­ного представителя незаинтересованной организации. Акт составляется в четырех экземплярах. Товарно-мате­риальные ценности, по которым не установлены расхо­ждения по количеству и качеству, в акте не перечисля­ются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет". При приемке товарно-ма­териальных ценностей акт о приемке с приложением до­кументов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передается в бухгалтерию под расписку и для направления претензи­онного письма поставщику или транспортной организа­ции, доставившей груз

Заказ-отбороч­ный лист

ТОРГ-8

Применяется на оптовых базах (складах) для отбора то­вара, тары. Заполняется сотрудником оптовой базы (склада) на бумажных или машинных носителях инфор­мации и передается для исполнения на склад. На осно­вании данных этого документа заполняется товарно-транспортная накладная

Упаковочный ярлык

ТОРГ-9

Выписывается в тех случаях, когда отборка и упаковка товаров производятся на складе без участия представи­теля покупателя. Выписывается в трех экземплярах ра­ботником организации на каждое отдельное место (ящик, тюк и т.п.), подписывается материально ответст­венными лицами и упаковщиком. Один экземпляр вкла­дывается вместе с товаром в ящик (тюк). Второй – с ука­заниями массы каждого места прилагается к счету-фак­туре (если он не подлежит поящичной спецификации), третий - остается на складе

Спецификация

ТОРГ-10

Применяется в том случае, когда отфактурованная пар­тия товара упаковывается в ящики, бочки и т.п. Специ­фикация выписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом склада (кладовой). Один экземп­ляр прилагается к счету-фактуре, направляемому поку­пателю, второй - передается в бухгалтерию. Упакован­ный товар передается экспедиции, агенту (экспедитору,

Продолжение таблицы 3

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

 

 

водителю, возчику) по количеству мест или массе брутто под расписку на бланке спецификации

Ярлык товар­ный

ТОРГ-11

Применяется для учета товарно-материальных ценно­стей в местах хранения товара. Товарный ярлык запол­няется в одном экземпляре материально ответственным лицом на каждое наименование с проставлением поряд­кового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их на­хождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных цен­ностей

Товарная на­кладная

ТОРГ-12

Применяется для оформления продажи (отпуска) то­варно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр ос­тается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Вто­рой экземпляр передается сторонней организации и яв­ляется основанием для оприходования этих ценностей

Накладная на внутреннее пе­ремещение, пе­редачу товаров, тары

ТОРГ-13

Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениям или материально ответ­ственными лицами. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного под­разделения, сдающего товарно-материальные ценности.

Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценно­стей, а второй экземпляр - принимающему подразделе­нию для оприходования ценностей. Заполненный доку­мент подписывают материально ответственные лица со­ответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалте­рию для учета движения товарно-материальных ценно­стей

Приходный групповой отвес

ТОРГ-17

Применяется при приемке товара плодоовощными ба­зами, складами, холодильниками. Составляется в трех экземплярах работниками организации-получателя. Один экземпляр передается в бухгалтерию плодоовощ­ной базы, склада, холодильника, второй - весовщику (железной дороги, водного транспорта) или лицу, сопро­вождающему груз, третий - остается у материально от­ветственного лица. В обязательном порядке указывается, в каком состоянии прибыл товар, груз. Данные о состоя­нии товара, груза подтверждаются подписями предста­вителя транспортной организации (поставщика) и грузо­получателя (покупателя).

В случае необходимости предъявления поставщику претензии приходные груп­повые отвесы составляются в четырех экземплярах

Продолжение таблицы 3

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

Журнал учета движения това­ров на складе

ТОРГ-18

Применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). Ведется материально ответ­ственным лицом (лицами) по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на ос­новании приходно-расходных документов или накопи­тельных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день

Расходный от­вес (специфи­кация)

ТОРГ-19

Применяется при отпуске всех видов товаров как приложение к товарно-транспортной накладной. Составляется в двух экземплярах сотрудниками базы (склада). Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - представителю грузополучателя

Карточка коли­чественно-стоимостного учета

ТОРГ-28

Применяется в организациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета тех товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении. Карточка ведется отдельно на каждые наименование и сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену могут учитываться объединенно на одной карточке. Записи в карточке произво­дятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами

Журнал учета грузов, посту­пающих в экс­педицию

-

Ведется заведующим экспедицией для учета грузов, поступающих от поставщиков и транспортных организаций через экспедиционный склад

Журнал регист­рации заказов покупателей

-

Ведется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей как поступивших при личной отборке в зале товарных образцов, так и полученных по средствам связи. Служит для контроля своевременного исполнения заказа покупателей

Журнал учета выполнения за­казов покупате­лей

-

Применяется для учета выполнения заказов покупате­лей, принятых к исполнению. Журнал ведется в одном экземпляре и находится в столе заказов. В журнале регистрируются принятые заказы по номерам, датам и времени исполнения, а также получение заказа отборщиком и возврат им исполненных заказов

Счет-фактура

-

Выписывается на товары, фактически отобранные для покупателей на складе оптового предприятия

Журнал пере­дачи товаров со склада в экспе­дицию

-

Ведется заведующим складом на основании счетов-фактур для контроля передачи товаров в экспедицию

Журнал учета товаров и сче­тов-фактур,

-

Ведется в экспедиции оптового предприятия; служит для контроля отправки товаров покупателям и возврата под­писанных покупателями счетов-фактур

Окончание таблицы 3

Наименование документа

Номер

формы

Примечание

принимаемых в экспедицию со складов и от­правляемых по­купателям

 

 

Товарно-транс­портная на­кладная

-

Выписывается в четырех экземплярах, если плательщи­ком является грузополучатель. Первый экземпляр слу­жит основанием для расчетов с автотранспортной орга­низацией и является приложением к счету на оплату за перевозку материальных ценностей, второй — основа­нием для учета работы автотранспорта и остается при путевом листе. Третий экземпляр при то­варном отчете грузоотправителя сдается в бухгалтерию, а четвертый направляется грузополучателю. Если пла­тельщиком является грузоотправитель, то товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземпля­рах

Заявка на авто­транспортные перевозки

-

Является документом для обеспечения своевременной доставки товаров покупателям; составляется заведую­щим экспедиционным складом, подписывается замести­телем директора оптового предприятия

Журнал учета использования автотранспорта

-

Ведется в экспедиции оптового предприятия, служит для учета прибывающего по заявке автотранспорта и контроля его нахождения на маршруте

 

 

 

 

 

 

Содержание отчета о лабораторной работе

  1. Расчет входного, выходного и совокупного материальных потоков.
  2. Расчет материальных запасов на начало и конец периода по каждой номенклатурной позиции.
  3. Схемы документооборота для каждого варианта технологической обработки материального потока.
  4. Общая схема движения информационного потока.
  5. Два комплекта заполненных документов (входной и выходной материальный поток) на примере (исходные данные по выбору преподавателя).


Лабораторная  работа № 2
ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
И ОПТИМИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

 

Цель лабораторной работы: исследование внутреннего материального потока и движения внутрипроизводственного транспорта машиностроительного завода, выбор типа и оптимизация количества потребного транспорта, разработка маршрутов движения.

 

Задания для выполнения

1.   Определить потребное количество транспортных средств по каждому наименованию груза и по машиностроительному заводу в целом. Результаты расчета сводятся в табл. 5.

2.   Разработать маршруты движения транспортных средств и оптимизировать их количество. Результаты оптимизации занести в табл. 6.

  1. Построить графики работы транспортных средств.
  2. Разработать схему грузопотоков между цехами завода.

 

Теоретические сведения

Расчет грузооборота. Суточный грузооборот равен среднесуточному, умноженному на коэффициент неравномерности поступления и отправки грузов. Коэффициент неравномерности определяется по формуле:

 

 

 

где   -                  максимальный суточный грузооборот;

-  среднесуточный грузооборот.

 

Среднесуточный грузооборот определяется по формуле:

 

 

 

где -  квартальный грузооборот машиностроительного завода;

Д - количество рабочих дней в квартале.

 

Расчетный суточный грузооборот по каждому i-му наименованию груза  определяется по формуле:

 

 

 

где -  квартальный грузооборот по каждому i-му наименованию груза.

 

Определение потребного количества транспортных средств. Потребное количество транспортных средств определяется по формуле:

 

 

 

где - продолжительность одного рейса, мин;

- фактическая грузоподъемность транспортного средства, т;

-  фактическое время работы транспортного средства, мин/сутки.

 

Продолжительность одного рейса:

 

 

 

где tп -  время погрузки, мин;

tв -  время выгрузки, мин;

Vг и Vп -    скорость движения транспортного средства с грузом и без груза, м/мин;

l -   расстояние между двумя пунктами маршрута, м.

 

Фактическая грузоподъемность транспортных средств:

 

,

 

где    qн -  номинальная грузоподъемность транспортного средства;

-  коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства (табл. 4).

Таблица 4

Значение коэффициента использования грузоподъемности

транспортного средства

Перевозимые материалы

Перевозимые материалы

0,4

Мелкие детали

0,6

Формовочные материалы, литье

0,5

Поковки, черные металлы, средние детали

0,7

Шихтовый материал

 

 

Таблица 5

Таблица для расчета потребного количества транспортных средств

№ марш-рута

Суточный расчетный грузообо-

рот  Г iср, т

Фактическая грузоподъем-ность транспортного средства

q iф, т

Продол-житель-ность одного рейса

Т iтр, мин

Необходи-мое количество рейсов в сутки n iр

Затраты времени на все рейсы

Т iтр общ, мин

Потребное количество транспорт-ных средств n i

Потребное количество транспортных средств n i (округление до целого)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество транспортных средств машиностроительного завода:

 

 

 

Разработка маршрута движения транспортных средств. Маршруты разрабатываются исходя из условий работы транспортных средств по твердому графику и в соответствии с расписанием движения. Транспортные средства закрепляются за определенными маршрутами, чем обеспечивается их максимальная и равномерная загрузка в смену (фактическое время работы ± 5 %). В процессе оптимизации следует исходить из минимизации движения транспортных средств без груза при перемещении между участками («холостых ходов»). Пример распределения маршрутов при фактическом времени работы транспортного средства, равного 780 мин, представлен в  табл. 6.

 

Построение графика работы транспортных средств. График движения транспортных средств строится на основе разработанных маршрутов. В нем указывается время прибытия в пункты следования, на погрузку и выгрузку. График строится в суточном разрезе. График работы транспортного средства №1 из табл. 6 приведен на рис. 5.

 

Таблица 6

Таблица для разработки маршрутов движения транспортных средств

№ п/п

Маршрут

Расстояние, м

Наименование груза

Продолжитель-ность одного рейса, мин

Количество рейсов

Общие затраты времени, мин

Откуда

Куда

Транспортное средство № 1

1

Механический цех

Склад готовых деталей

250

Детали мелкие

36

12

432

2

Кузнечный цех

Механический цех

240

Поковки

36

9

324

 

Итого . . .

756

Транспортное средство № 2

. . .

Транспортное средства № n

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. График работы транспортного средства № 1

 

 

 

Содержание отчета по лабораторной работе

1. Расчет потребного количества транспортных средств (табл. 5).

2. Маршруты движения транспортных средств (табл. 6).

3. Графики работы транспортных средств.

4. Схема грузопотоков между цехами машиностроительного завода.

 

Лабораторная  работа № 3
РАСЧЕТ ГРУЗООБОРОТА МЕТАЛЛА В ЦЕХАХ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА

 

Цель лабораторной работы: исследование движение металла между цехами машиностроительного завода, расчет грузооборота машиностроительного завода.

 

Задания для выполнения

1.   Рассчитать грузооборот металла машиностроительного завода.

2.   Составить балансы металла литейного, кузнечного и механического цехов машиностроительного завода. Результаты расчетов для каждого цеха свести в табл. 7.

3.   Составить шахматную ведомость грузооборота (металл, полуфабрикаты и готовая продукция) завода.

4.   Разработать схему грузопотоков между цехами машиностроительного завода.

 

 

Таблица 7

Баланс литейного цеха

Цех получил

Цех произвел

Наименование

Масса, т.

Наименование

Масса, т.

Ферросплавы

 

Годное литье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

Итого

 

 

 

Содержание отчета о лабораторной работе

  1. Расчет грузооборота металла машиностроительного завода.
  2. Балансы металла литейного, кузнечного и механического цехов машиностроительного завода.
  3. Шахматная ведомость грузооборота машиностроительного завода.
  4. Схема грузопотоков машиностроительного завода.


Лабораторная  работа № 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
НА ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПОЛИГОНЕ

 

Цель лабораторной работы: определить координаты приобъектного склада с минимизацией грузооборота по всем направлениям «склад – объект».

 

Задания для выполнения

  1. Найти область, в окрестностях которой следует искать координаты приобъектного склада.
  2. Направленным перебором ограниченного количества точек определить координаты склада, минимизирующие суммарный грузооборот.

 

Порядок выполнения

1. Расчет возможных координат приобъектного склада

Исходные данные задачи необходимо получить у преподавателя и записать их в графах 2-5 табл. 8. В первом приближении область, в окрестности которой следует искать координаты приобъектного склада, задается центром тяжести системы материальных точек с массами Мi ai. Обозначив эти координаты соответственно через X0 и Y0, найдем:

 

;

 

 

,

 

где    Мi -  средний за период объем перевозок грузов на объект i, тыс. т;

аi -  средние коэффициенты кривизны дорог от объекта i до приобъектного склада;

хi и yi -  абсцисса и ордината точки размещения объекта i.

 

Расчет по формулам удобно выполнять в табличной форме (графы 6-8 табл. 8). Тогда для нашего примера Х0 = 24,74 и Y0 = 14,37.

Таким образом, возможные координаты приобъектного склада в нашем примере находятся в окрестности точки с координатами Х0 = 24¸25 и Y0 = 14¸15.

 

Таблица 8

Таблица для расчета возможных координат приобъектного склада

 

 

 

2. Расчет точных координат приобъектного склада

В этой задаче «расстоянием» от приобъектного склада до i-го объекта будем считать сумму расстояний между указанными точками по осям х и y. Это увеличивает фактическое расстояние, но в решении такой задачи мы не станем учитывать коэффициенты аi. Кроме того, решаемая задача носит вспомогательный характер и преследует цель уточнить область определения оптимальных значений Х0 и Y0.

Рассматриваемая вспомогательная задача решается табличным способом. Найдем сначала значение Х0, при котором сумма «расстояний» всех объектов от приобъектного склада по оси х будет минимальной. Под «расстоянием» между объектом и приобъектным складом понимается произведение Mi xi, т.е. грузооборот по оси х.

Расчет для примера выполним, ориентируясь на оценочные значения Х0 = 24 и Y0 = 14 (табл. 9). Номера граф 4 и 5 в табл. 9 повторяются для каждого значения Х0, поскольку в этих графах осуществляются одни и те же процедуры, но для разных значений Х0. Для каждой из граф 5 вычисляем итог, который и является суммой «расстояний» по оси х при данном значении Х0.

Выполнив расчеты для Х0 = 24 и Х0 = 25, видим, что с увеличением Х0 итог столбца уменьшается. Поэтому расчеты продолжаем для новых значений Х0, превышающих 25, пока не получим такое значение Х0, у которого итог столбца 5 станет увеличиваться.

Если бы при Х0 = 25 итог столбца оказался меньше, чем при Х0 = 24, то необходимо было бы провести расчеты в сторону уменьшения от Х0 = 24, т.е. при  Х0 = 23, Х0 = 22 и т.д., пока итог столбца 5 не начал бы увеличиваться.

В нашем примере минимальное значение столбца 5 получилось при Х0 = 26.

 

Таблица 9

Таблица для уточнения области возможного значения Х0

Таблица 10

Таблица для уточнения области возможного значения Y0

 

 

Таблица 11

Расчет суммарного грузооборота для значений Х0 = 24 и Y0 = 14

 

 

Таким образом, в основной задаче, которую еще предстоит решать, область возможного значения Х0 уточнилась и значение Х0 лежит в интервале 24¸26.

Уточним теперь значение Y0, решив аналогичную задачу для ординат точек размещения объектов. Напомним, что при решении первой вспомогательной задачи значение Y0 следует искать в окрестности Y0 = 14 и Y0 = 15. В таблице 10 дано решение задачи, из которого следует, что область возможного значения Y0 уточнилась и значение Y0 лежит в интервале 14¸18.

Перейдем теперь к решению основной задачи. Зафиксируем минимальное (можно любое) значение Y0 = 14 и найдем величину суммарного грузооборота для возможных значений Х0, начиная с минимального Х0 = 24 (табл. 11). Табл. 11 заполняется для каждого значения Х0 при фиксированном значении Y0.

В табл. 12 сведены результаты расчетов из табл. 11 для шести значений Х0. Отметим, что при Х0 = 25 величина суммарного грузооборота по отношению к грузообороту при Х0 = 24 увеличилась. Поэтому расчеты стали выполняться для значения Х0, меньших 24. При Х0 = 21 величина суммарного грузооборота достигла минимального значения. После этого было зафиксировано значение Х0 = 21 и найдены величины грузооборотов для Y0 = 13 и Y0 = 15, которые соответственно составили 5032,69 и 5035,56 тыс. т.

 

 

Таблица 12

Результаты расчета суммарного грузооборота для

различных значений Х0 и Y0

Y0 = 14

Х0 = 21

Х0 = 25

Х0 = 24

Х0 = 23

Х0 = 22

Х0 = 21

Х0 = 20

Y0 = 13

Y0 = 15

1

2

3

4

5

6

7

8

5079,96

5053,78

5035,81

5025,84

5023,83

5030,23

5032,69

5035,56

 

 

Таким образом, при Х0 = 21 и Y0 = 14 наблюдается незначительное увеличение величины грузооборота, что подтверждают линии равных грузооборотов, построенных с помощью линейной интерполяции. Следовательно, приобъектный склад без большого ущерба может быть размещен в ближайшей окрестности точки минимума суммарного грузооборота.

 

 

Содержание отчета по лабораторной работе

  1. Расчет возможных координат приобъектного склада (табл. 8).
  2. Расчет точных координат приобъектного склада (табл. 9-12).

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. 124 с.
  2. Сборник задач по курсу «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием»: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А. Летенко, Б.Н. Родионова. М.: Высшая школа, 1980. 264 с.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лабораторная  работа № 1. Материальные и информационные потоки 1

Лабораторная  работа № 2. Внутрипроизводственный транспорт и оптимизация внутренних материальных потоков. 15

Лабораторная  работа № 3. Расчет грузооборота металла в цехах машиностроительного завода. 19

Лабораторная  работа № 4. Определение месторасположения распределительного центра на логистическом полигоне. 20

 

 
пара Стельки с экстрактом. потребительная стоимость но если товар. Товары бытовой химии