3443 ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА

Системный подход к изучению личности в социологии

Проявления личности многообразны и изучаются различными науками, поэтому очертить сферу знаний о природе личности, относящихся только к социологии, сложно. Проблема личности требует своего рассмотрения в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки: философской методологии, общенаучных принципов, а также уровнем методики и техники экспериментальных исследований. Изучение личности в контексте только одного из перечисленных уровней может привести либо к излишнему, не подтвержденному эмпирическими данными теоретизированию, либо к коллекционированию фактов без их обобщения в единую теорию, - личность следует рассматривать как элемент, принадлежащий одновременно разным системам.

Систему в общем случае можно определить как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Чтобы говорить о системе (в нашем случае – личности), необходимо выделить, во-первых, системообразующее основание, во-вторых, характер связей между элементами системы, в-третьих,  обозначить более широкую систему, в которую входит анализируемая.

Личность не может быть описана как сумма психологических черт, присущих человеку (такой подход получил название «атомизм»), и тем более не может быть сведена к одной из таких черт («редукционизм»). Личность является системой открытого типа - она включена во взаимодействие с другими системами и прежде всего с обществом и природой.

Среди стратегий теоретико-практического анализа природы личности можно назвать следующие:

конституционально-антропометрическую, где объектом изучения являются врожденные предрасположенности человека.  Особое  внимание в данном подходе уделяется выявлению типов характера, который приравнивается к темпераменту (Э. Кречмер, С. Шелдон, Л. Конрад);

факторную стратегию, получившую свое название из-за применения факторного анализа, где объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке. Структура личности данным подходом представлена как набор черт, классифицированный эмпирически, когда основание типологии выбиралось самим исследователем. Общим недостатком таких типологий является теоретическая необоснованность выбора базового основания, что в свою очередь означает оторванность теории от реальности (Р.Б. Кеттелл, Г.Ю. Айзенк, Д. Гилфорд);

блочная стратегия отличается от предыдущей тем, что факторы объединяются в группы. Как и предыдущая стратегия, не выделяет системного качества (коллекционирование фактов). При руководстве такой стратегией большее внимание уделяется выделению подструктур личности (например, врожденных и приобретенных признаков), чем  раскрытию взаимодействия между такими подструктурами (Г. Олпорт, направление соционики в психологии);

мотивационно-динамическая стратегия подразумевает анализ как минимум трех составляющих поведения: во-первых, потребностей, влечений и инстинктов, во-вторых, его мотивов и установок и, в-третьих, эмоций и субъективных переживаний, сопровождающих поведение. В отличие от предыдущей стратегии здесь внимание уделяется выделению единого, системообразующего качества.  Г.А. Мюррей выделил потребности для определения структуры личности, Г. Келли – познавательные конструкты, А.Н. Леонтьев – мотивы, Д.Н. Узнадзе – установки и т.д.  Большинство авторов, придерживающихся данного подхода, элементы анализа выстраивают в иерархию – А. Маслоу, Г. Келли, А.Н. Леонтьев. Более важной в рамках подхода представляется постановка вопроса о структуре и связях между элементами, чем о самих элементах.

Поведение личности в рамках подхода можно описать с помощью формулы:

B = f (Р),

где B – behavior - поведение; f - функциональная зависимость; Р – properties - объективные внутренние качества личности;

поведенческо-интеракционистская стратегия выделяет в качестве системного качества личности  - интеракцию - взаимодействие личности с другими людьми и со средой. Как и в предыдущей стратегии система личности предполагает иерархическое строение, однако отличие данного подхода состоит в переносе фокуса исследования с внутренних процессов на внешние (Д. Мид, Э. Берн, Э. Фромм).

Поведение личности можно описать формулой:

B = f (E),

где  B – behavior - поведение; f - функциональная зависимость; E – event - событие, ситуация, в которой находится личность.

Различные уровни человеческого существования

Человек, рассматриваемый как система, имеет различные уровни представленности, на каждом из которых имеются свои особенности. Число выделяемых уровней представления человека зависит от стоящих перед исследователем задач. В философии и антропологии для большинства случаев достаточно разделять два уровня существования человека - природный и социальный. Для социальной психологии такого разделения оказывается недостаточно. Например, А.В. Петровский предлагает рассматривать человека в семи ипостасях: как физическое тело, биологический организм, индивид, индивидуальность, исполнителя социальной роли, личность и «Я-концепцию».

При всем разнообразии взглядов на природу личности никто из исследователей не оспаривает, что природа личности в большей степени или полностью определяется социальным контекстом. Социальный контекст следует отделять от следующих подструктур:

1. Биологически обусловленной подструктуры, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности и прочее. Системообразующим основанием на биологическом уровне является специфичный для индивида образ жизнедеятельности. В отличие от животного, которое именуют «особь», человек является индивидом. Индивид - единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Индивидом человек становится от рождения.

2. Психологической подструктуры, в рамках которой изучаются индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида – особенности памяти, эмоций, мышления и т.п. В данном контексте под индивидуальностью человека принято понимать те особенности психики, которые отличают одного человека от другого. Такое определение относится к «широкому» значению понятия. Социальная психология выделяет понятие личностной индивидуальности, которое А.Г. Асмолов определяет как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, присваиваемых в ходе жизни и обеспечивающих овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и ориентировку в иерархии ценностей.

Рассмотренные выше две подсистемы представления человека изменяются кардинальным образом в процессе социализации личности (обретения социальных качеств). В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести «двойную жизнь», т.е. подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям.  Человек наделяется интегральными социальными качествами в семье, классе, этнической общности.  В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида.

С.Л. Рубинштейн, рассматривая соотношение природного и социального, психического и личностного в человеке, пришел к следующим положениям:

  1. В любом психическом акте присутствуют три компонента: когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная)  и моторная (связанная с действиями) составляющие. Как поступок такой акт может быть рассмотрен только в социальной системе. Любой поступок выражает отношение личности к социальной среде.
  2. Осознание собственного действия, его рассмотрение в социальном контексте составляют основу личности. Таким образом, можно полагать, что любое осознанное действие является поступком, т.к. осознание предполагает привязку объекта к различного рода социально-культурным системам – языку, ценностям, отношениям с другими.
  3. Личность – человек, особым образом относящийся к окружающему и сознательно устанавливающий свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе и помогает другим самоопределяться.

Личностные свойства предшествуют личности – до ее становления они выступают как индивидуальные отличия. Однако личностные свойства, рассмотренные в своем развитии, не могут быть сведены к индивидуальности, что подтверждает феномен компенсаторного развития. При изначально бедной индивидной основе человек может достичь высокого уровня личностного развития, если будет принимать активное участие в социальных процессах.

В рамках самого понятия личности можно выделить свои уровни. В некоторых языках такие уровни фиксированы в форме различных слов, например в немецком языке слово «Persoenlichkeit» фиксирует внешние проявления личности, а «Personalitaet» - ее ядро. Однако социальная природа человека не может быть сведена к одному понятию личности. К данной подструктуре можно отнести также понятия социальной роли, уровня культурной развитости субъекта, а также «Я-концепции» (образа «Я).

Еще И. Кант отмечал двоякость понятия «Я»: с одной стороны, это субъект мышления, рефлексирующее «Я» и с другой - «Я» может быть понято как объект восприятия и внутреннего чувства.  В психологии первое называют действующим, экзистенциальным «Я», а второе – «Я-концепцией».

Социальные роли человека описывают шаблоны его поведения в различных группах, представляют его «внешний облик» (см. вопрос «Социальная роль и социальный статус личности», с. 12).

Социализация и генезис личности

В широком смысле слова под социализацией понимают процесс усвоения личностью системы социальных связей. Особой формой социализации является воспитание - целенаправленное воздействие на личность со стороны субъекта воспитательного процесса (воспитателя, педагога). При рассмотрении воспитания в широком смысле слова в качестве воспитывающего субъекта выступают все общество, жизнь.

В социологии при рассмотрении социализации акцент делается на взаимодействии индивида с социальными общностями - институтами социализации - семьей, учебными заведениями, трудовым коллективом и т.п. Социализация рассматривается как двусторонний процесс, включающий усвоение личностью системы социальных связей и их активное воспроизведение личностью. Социализация предполагает расширение и умножение социальных связей личности с миром в трех основных сферах – деятельности, общении и самосознании.

В рамках деятельностной сферы можно выделить два уровня социализации: ориентировку в системе деятельности (овладение новыми сферами) и центрирование на определенном виде деятельности (построение определенной иерархии этой самой деятельности).

В рамках общения не только происходит расширение его круга (выход за рамки семьи), но также совершенствуется и его качество (глубина общения). Наряду с опытом общения вырабатывается и противоположная способность -  умение уединяться, быть наедине с собой.

В сфере самосознания происходит осознание собственной тождественности, уникальности. Наряду с осознанием себя как активного начала, субъекта деятельности появляется чувство ответственности за свои поступки. В этот период (2-3 года) ребенок еще не имеет собственных критериев оценки поведения, поэтому он заимствует такие критерии от авторитетных лиц в референтных группах - прежде всего в семье (см. вопрос «Роль референтных групп в выборе личностью ценностных ориентиров», с.14).

В общем случае можно выделить два различных подхода к изучению движущих сил развития личности: рассмотрение человека как адаптивного существа либо признание за ним изначальной ориентации на саморазвитие.

Общая логика адаптивного подхода примерно такова: после рождения индивид попадает в систему (среду), элементы которой не созданы специально для удовлетворения его потребностей (ср. с состоянием зародыша в утробе). Таким образом, индивид вынужден изменять себя (приспосабливаться) сообразно требованиям среды. Сторонники данного подхода (к которым можно причислить Фрейда, Адлера, Левина, Фестингера, Маслоу и Олпорта) считают, что избавление от дискомфорта (состояние гомеостаза) достигается довольно редко или вообще не происходит, поэтому все поведение индивида объясняется через механизмы адаптации.

На настоящий момент в чистом виде данный подход встречается довольно редко, т.к. в его рамках человек рассматривается моносистемно – социальные качества человека выводятся из природных. Игнорирование отличия социальной системы от природной приводит к отождествлению понятий «личность» и «организм». В рамках социологии такое отождествление не может быть принято. Ряд проведенных исследований показывает, что функционирование организма может быть перестроено сообразно с социальными нуждами индивида (напр. опыты А.Н. Леонтьева по развитию цветочувствительности кожи ладони).

Принцип саморазвития личности ориентирован на двухфакторную модель развития личности: природная среда (первый, изначальный фактор) оказывает  опосредованное обществом воздействие на формирование личностных качеств. Социум (второй фактор) является системой, опосредующей такое воздействие. Отношение между социальным и природным оценивается как диалектическая противоположность, движущая развитие человека. При этом конкретизацию силы, движущей развитие личности, различные исследователи видят в различных моментах, что составляет особенность их авторского вклада. Выделим некоторые из них:

-    функциональная тенденция как интегральное качество человеческой деятельности (Д.Н. Узнадзе);

-    потребность в общении как необходимое условие социальной идентификации – причисления себя к обществу (М.И. Лисина);

-    противоречие между неадаптивной тенденцией к постановке «сверхзадач» и тенденцией к адаптации (А.В. Петровский).

Подчеркнем, что признание принципа саморазвития не означает отказа от учета влияния врожденных качеств на становление личности – в первые годы жизни они играют существенную роль. Однако по мере социализации человека их значение заметно снижается благодаря механизму социальной компенсации.

Разработка принципа саморазвития личности требует пересмотрения понятия «среда», под которой прежде всего понимается социальное окружение, составляющее условие осуществления деятельности человека. Общественные отношения, которые застает индивид, служат материалом для строительства личности. В схеме развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,  социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместную деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Человек становится личностью только в том случае, если он с помощью социальных групп включается в поток общечеловеческой деятельности и через ее систему усваивает фиксированные культурой значения.

Усвоение значений культуры происходит путем интериоризации – перевода во внутренний, психический план изначально внешних процессов. В отношении развития личности действует закон Жанэ: ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему.  Другими словами, ребенок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.  Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, затем в психологическом. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других (с помощью других мы становимся сами собой).

Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, человек развивается как личность в то время, когда жесткая иерархия мотивов начинает перестраиваться – в период личностных кризисов. Для кризиса развития личности характерны смена базовой деятельности (игровая, учебная, трудовая) и изменение социального окружения - увеличение или уменьшение числа значимых других (см. вопрос «Роль референтных групп в выборе личностью ценностных ориентиров», с.14).