3445 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Введение

Адаптация – это биологический процесс или результат приспособления организма к различным условиям существования в окружающей среде. Она обеспечивает поддержание оптимальной жизнедеятельности при изменениях температуры и климата (акклиматизация), высоты (горная болезнь), действии многих инфекционных агентов (иммунитет). Адаптация животных и растительных организмов к условиям окружающей среды лежит в основе их биологической эволюции.

Но помимо биологической адаптации существует социальная адаптация. Она свойственна только человеку и его приспособлению к жизни в обществе. Социальная адаптация показывает закономерности поведения и деятельности людей в условиях приспособления к физическим, социальным и психологическим факторам в процессе их социальной эволюции. Влияние окружающей среды, в том числе и социальной, на человека слагается из непрерывного ряда психологических, физических, химических и общественных воздействий; поэтому реакции адаптации, направленные на поддержание постоянства внутренней среды организма, психического состояния личности, позитивного социального восприятия, общественных отношений, основаны на столь же непрерывных колебаниях интенсивности обмена веществ, работы мозга человека и регулировки поведения законами и моралью общества. Механизмы социальной адаптации человека чрезвычайно сложны, поэтому для изучения ее закономерностей используются достижения многих наук: медицины, психологии, социологии, юриспруденции и др.

Реабилитация в медицине как начальное звено в системе общей реабилитации – это система мероприятий, имеющих целью восстановление здоровья и трудоспособности людей, возврат их к активной жизни. Общая или социальная реабилитация – это комплексная система государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий. Социальная реабилитация – это, прежде всего, восстановление социальных связей и отношений между людьми, их включенность в малые и большие социальные группы, восстановление всех психологических и социальных характеристик личности после кратковременной или долговременной изоляции.

Цель курса «Социальная адаптация и реабилитация» состоит в изучении сущности, содержания и методов в процессах адаптации и реабилитации людей в различных сферах жизнедеятельности. Изучение социальной адаптации и реабилитации имеет и общеобразовательное значение, что помогает глубоко усвоить социальную сущность личности и общества в целом в циклах гуманитарных и естественных дисциплин, таких как психология, история, биология, социология, медицина и экология, юриспруденция и социальная работа.

Задачей курса «Социальная адаптация и реабилитация» является ознакомление с функциональной динамической системой общества, формирующейся в процессах адаптации людей и реализующей основную для их нормальной жизни и развития направленность управления совместной деятельностью в социальных организациях и неформальных объединениях.

Курс «Социальная адаптация и реабилитация» включает в себя процессы адаптации и реабилитации:  биологические – изучается внутренняя и внешняя среда организма; психологические – возможности личности; социальные – процессы в различных социальных группах (пожилые и престарелые, дети и подростки, хронически больные и инвалиды, воины и переселенцы, спортсмены, члены семьи).

 

Тематический план по дисциплине

«Социальная адаптация и реабилитация»

для студентов дневной формы обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лк

Сем

Инд. раб.

Сам.

раб.

1

IV семестр

Тема 1. Адаптация и реабилитация как социальные и медицинские факторы

11

4

2

 

5

2

Тема 2. Социальная адаптация и реабилитация пожилых и престарелых в России

12

4

2

1

5

3

Тема 3. Социальная адаптация и реабилитация молодежи

11

4

2

 

5

4

Тема 4. Социальная адаптация  и реабилитация детей

13

4

2

1

6

5

Тема 5. Социальная адаптация и реабилитация хронически больных и инвалидов

11

4

2

 

5

6

Тема 6. Адаптация к внешним условиям жизни

11

4

2

 

5

7

Тема 7. Социальная адаптация и реабилитация воинов и переселенцев

11

4

2

 

5

8

Тема 8.  Адаптация и реабилитация в спорте

10

2

1

2

5

9

Тема 9. Социальная адаптация и реабилитация в семье

12

4

2

1

5

 

Итого за семестр

102

34

17

5

46

 

Тематический план по дисциплине

«Социальная адаптация и реабилитация»

для студентов заочной формы обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лк

Сем

 

Сам.

раб.

1

IV семестр

Тема 1. Адаптация и реабилитация как социальные и медицинские факторы

11

-

-

11

2

Тема 2. Социальная адаптация и реабилитация пожилых и престарелых в России

12

1

1

10

3

Тема 3. Социальная адаптация и реабилитация молодежи

11

1

1

9

4

Тема 4. Социальная адаптация  и реабилитация детей

13

1

1

11

5

Тема 5. Социальная адаптация и реабилитация хронически больных и инвалидов

11

1

1

9

6

Тема 6. Адаптация к внешним условиям жизни

11

-

-

11

7

Тема 7. Социальная адаптация и реабилитация воинов и переселенцев

11

-

-

11

8

Тема 8.  Адаптация и реабилитация в спорте

10

-

-

10

9

Тема 9. Социальная адаптация и реабилитация в семье

12

1

1

10

 

Итого

102

5

5

92

 

Тема 1

Адаптация и реабилитация как социальные

и медицинские факторы

Понятие «адаптация». Формы адаптации. Влияние окружающей среды на человека. Деление реакций адаптации. Врожденные быстрые реакции адаптации. Приобретенные медленные реакции адаптации. Процесс адаптации  и его стадии. Устойчивость и пределы адаптации. Перекрестная резистентность. Профессиональные пределы адаптации. Расширение возможностей адаптации. Понятие «реабилитация». Специализированное восстановление. Психологическая, социально-экономическая, бытовая, педагогическая, медицинская, профессиональная реабилитация. Выбор и адаптация к профессиям. Адаптация к трудовой деятельности у различных возрастных и социальных групп населения. Адаптация к деятельности. Переобучение как реабилитация.

 

 

Вопросы для обсуждения (2 часа)

 

  1. Понятие «адаптации».
  2. Реакции адаптации.
  3. Процессы адаптации и его стадии.
  4. Устойчивость и пределы адаптации.
  5. Расширение возможностей адаптации. Педагогическая реабилитация.
  6. Медицинская реабилитация.
  7. Психологическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация.

 

Библиографический список

 

  1. Барабанов С.С. Социальные типы и социальная стратификация // Социологический журнал. 1995. №2. С. 114-122.
  2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1995 г. «Медико-демографические показатели здоровья населения» // Здравоохранение Российской Федерации. 1999. №1. С. 3-18.
  3. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции. М., 1993. С. 50-61.
  4. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Жукова; Моск. гос. социал. ун-т. М.: Союз, 1997. 359 с.

 

Тема 2