3472 ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Период 90-х годов ХХ века в России ознаменовался началом подготовки специалистов в области социальной работы, которая давно уже стала неотъемлемым элементом жизни большинства стран мира. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее управления. Именно этим во многом обусловлено включение в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350500 «Социальная работа» ряда управленческих дисциплин. Среди них центральное место отводится общепрофессиональной дисциплине «Организация, управление и администрирование в социальной работе»  (ОПД.Ф12). В данной дисциплине изучаются вопросы теории и практики управления социальной работой (УСР). Предмет дисциплины - управленческие отношения, способы управленческой деятельности и механизм администрирования в организациях социальной сферы (ОСС), закономерности УСР как осо­бого вида взаимодействия и связи между людьми. Дисциплина «Организация, управление и администрирование в социальной работе»  фактически закладывает общий фундамент управленческой подготовки специалиста по социальной  работе.

Цель изучения дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» состоит в формировании у студентов теоретических знаний о системе управления социальной работой, месте и роли в ней организации и администрирования, получении практических навыков и умений, позволяющих им как будущим специалистам социальной работы осуществлять профессиональную деятельность по управлению социальными службами и другими организациями социальной сферы, а также социальными процессами.

Задачи изучения дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» состоят в следующем.

  1. Способствовать пониманию слушателями сущности и социальной значимости управления социальной работой, его места и роли как в системе социальных и управленческих знаний, так и в формировании профессиональных качеств специалиста социальной работы, а также овладению ими понятийным аппаратом науки управления.
  2. Прививать и развивать способности студентов в части, касающейся определения целей и задач социальных служб и других организаций социальной сферы, разработки их планов и структуры управления, эффективного формирования и использования персонала, его мотивации, принятия оптимальных управленческих решений, осуществления контроля  за их исполнением.
  3. Содействовать студентам в овладении ими знаниями принципов, структуры, функций и методов управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях, основ администрирования в социальных службах, прав социальных работников, правил их этического поведения и навыками современных технологий руководства и лидерства, работы в команде, разрешения конфликтов, самоменеджмента и организации труда специалистов социальной работы.
  4. Обеспечить понимание студентами сущности, основных факторов и путей повышения эффективности управления в организациях системы социальной работы, современных технологий управления социальными инновациями, социального проектирования и программирования, социального мониторинга и др.
  5. Научить студентов адаптировать позитивный отечественный и зарубежный опыт УСР к условиям конкретной организации социальной сферы.

В результате изучения дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» студент должен

знать:

  • понятие и виды социального управления, его основные законы, принципы и методы;
  • системный и другие методологические подходы к УСР;
  • основные элементы системы УСР;
  • определение и общие характеристики социальной организации, подходы к определению ее целей, задач и стратегии;
  • структуру персонала социальной службы, аксиомы и принципы управления им в организации, типологию кадровой политики;
  • понятие, типы и роли менеджеров в ОСС, основы их взаимоотношений с подчиненными, способы формирования эффективной управленческой команды;
  • методологию разработки, принятия и реализации управленческого решения;
  • сущность основных функций УСР, связующих процессов в нем;
  • правила поведения индивида и коллектива в организации, методы и стили разрешения возникающих в ней конфликтных ситуаций;
  • источники, типы  и особенности власти и лидерства в ОСС;
  • сущность эффективности и технологизации УСР;
  • общие подходы к управлению нововведениями в социальной работе;
  • принципы профессиональной этики менеджеров и меры повышения этичности поведения в ОСС;
  • сущность и виды культуры УСР;
  • отечественный и зарубежный опыт УСР;

уметь:

  • осуществлять на профессиональной основе управленческую, организационно-методическую, социально-диагностическую и инновационную деятельность;
  • формулировать цели ОСС и эффективно использовать человеческие ресурсы для их достижения;
  • разрабатывать стратегические и тактические планы социальной службы;
  • проектировать организационную структуру управления социальной службой;
  • классифицировать и разрабатывать основные регламенты УСР;
  • вырабатывать и обосновывать кадровую политику социальной службы;
  • анализировать систему мотивации персонала социальной службы и предлагать меры по ее совершенствованию;
  • обеспечивать контроль за выполнением поставленных целей и задач социальной службы и (или) ее структурного подразделения;
  • готовить проекты управленческих решений и осуществлять соответствующие меры по их выполнению;
  • предупреждать конфликты в социальных службах и определять пути их разрешения;
  • соблюдать этические нормы и проявлять готовность к сотрудничеству с коллегами и партнера­ми, к работе в команде, к разрешению конфликтов и компромиссам;
  • ставить диагноз социального самочувствия ОСС и преодолевать психологические барьеры при внедрении инноваций, создавать оптимальную организационную куль­туру, побуждающую работников вносить максимальный вклад в достиже­ние целей организации;
  • адаптировать позитивный опыт отечественного и зарубежного УСР к условиям конкретной социальной службы;

иметь навыки:

  • планирования индивидуальной и совместной деятельности в сфере УСР;
  • УСР на основе системного подхода и по ситуации, используя разные способы управленчес­кого воздействия на персонал ОСС;
  • соблюдения законов и принципов управления, использования на практике основных методов управления ОСС;
  • исследования управленческих проблем социальной службы и выработки альтернативных вариантов их решения;
  • определения и классификации функций конкретной социальной службы, их распределения между ее отдельными структурными подразделениями;
  • анализа и проектирования структуры социальной службы;
  • профессиональной работы с регламентами социальной службы;
  • управления поведением сотрудников социальной службы,
  • принятия творческих и нестандартных управленческих решений;
  • организации коммуникационного процесса в ОСС;
  • руководства малой рабочей группой (коллективом) социальной службы и координации деятельности в ее внешней среде;
  • проведения социального мониторинга, управления инновациями, работы с социальными проектами и программами.

Управление есть необходимое условие для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей.

Управление социальной работой является одним из видов социального управления, где главным субъектом и объектом является человек. Социальное управление может рассматриваться в широком и узком смыслах. Социальное управление в широком смысле представляет собой органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. Социальное управление в узком смысле – осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели.

Управление социальной работой как вид социального управления представляет собой сознательное воздействие на процессы организации и развития социальной помощи и поддержки населения через государствен­ные и муниципальные учреждения, общественные и благотворительные организации, руководителей и специалистов. Управление в социальной работе - это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования [9, с. 300].

УСР обусловлено:

  • наличием субъекта УСР (того, кто управляет) и объекта УСР (того, кем управляют);
  • существованием между субъектом и объектом УСР прямой (отдание субъектом УСР команд, распоряжений объекту УСР) и обратной связи (информирование о выполнении и невыполнении команд субъекта УСР).

Субъектами управления в системе социальной работы являются руководители всех уровней, специалисты, которым делегированы определенные полномочия, а также органы управления социальных служб и других ОСС (прежде всего учреждений социальной защиты, труда и занятости населения), наделенные управленческими функциями в области социальной работы.

Объектами управления в системе социальной работы являются социальные работники, сотрудники социальных служб, других организаций, организации социальной защиты, их структурные подразделения, а также система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной поддержки и помощи населению (клиентам).

В УСР выделяют три уровня: фе­деральный, региональный (республика, край, область), муници­пальный (район, город). На каждом из них управление социальной работой осуществляется органами власти трех вет­вей: законодательной, исполнительной и судебной.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в России является Министерство труда и соци­ального развития Российской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Основными задачами Министерства труда и социального развития РФ являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи  [ 4 ].

На региональном уровне основными субъектами УСР являются руководитель субъекта РФ и его заместитель по социальным вопросам, структурные подразделения администрации (правительства) республики, края, области, учреждения и организации социальной службы помо­щи населению (центры, обеспечивающие оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населе­нию; центры или отделения социальной помощи на дому, отделе­ния дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов; центры помощи детям, оставшимся без родителей, и т. д.), руководящие кадры социальной работы.

На муниципальном уровне субъектом УСР выступают: глава местной ад­министрации и его заместитель по социальным вопросам, председатель комитета (начальник управления) социальной защиты, руководитель службы занятости, местные учреждения социальной помощи, группы руководящих специалистов социальной работы.

Организация в социальной работе может рассматриваться с трех основных позиций:

  • как социальный институт, имеющий известный статус, занимающий определенное место в обществе и предназначенный для выполнения определенных функций;
  • как функция или социальная деятельность по распределению полномочий, установлению связей между людьми, координации их действий;
  • как определенная структура, строение, тип связей, представляющих собой способ соединения частей в единое целое.

Что касается понятия «администрирование», то оно часто носит обиходное и имеющее негативный оттенок наименование нежелательного стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений. При этом оно характеризует формально-бюрократическое руководство, осуществляемое только посредством команд и приказов, основанное на слепой вере во всемогущество командных методов управления людьми. Однако данный подход к администрированию в современных условиях не оправдывает себя. Тем более, что слово «администрирование» в переводе с латинского языка означает заведование.

Администрирование в социальной работе – это выполнение функций управления социальной работой с использованием преимущественно административных методов управления. Они основаны на использовании в процессе управления объективных упорядоченных организационных отношений типа «руководитель – подчиненный» между людьми. Эти методы ориентированы на соблюдение трудовой дисциплины и эффективное применение прямых директивных указаний работникам (прика­зы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, конт­роль за их исполнением и т. д.). Они призваны обеспечить организационную чет­кость. Административные методы управления отличает четкая адресность и обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение их рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Эффективность администрирования в социальной работе зависит от ряда субъективных и объективных моментов: профессионализма и компетентности руководителей социальных служб, подготовленности и адаптивности объектов администрирования, уровня горизонтального и вертикального разделения полномочий.

При изучении дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» студентам рекомендуется использовать библиографические источники, перечень которых дан в конце настоящих методических указаний, а также справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант».

Логика и последовательность данной дисциплины отражены в концептуальном содержании ниже приведенного тематического плана. При этом оно скоординировано с такими дисциплинами, как «Социальная политика», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и другими.

Курс рассчитан на студентов, обучающихся на специальности 350500 «Социальная работа» при любой форме обучения (очной, вечерней и заочной). Изучение курса включает лекционные и практические занятия, а также выполнение реферата. Контроль знаний обучающихся осуществляется посредством зачета и экзамена.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» (ОПД.Ф12)

для специальности № 350500 «Социальная работа»

 

Таблица

Раздел, тема

Лекции

 

Практ.

занятия

Инд.

занятия

Сам.

раб.

Раздел I. Методологические основы управления социальной работой

 

 

 

 

  1. Введение в курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе»

1

1

 

1

  1. Методологические подходы к управлению социальной работой

2

1

 

2

  1. Система управления социальной работой

2

3

1

2

  1. Правовая база управления социальной работой

2

2

1

4

Итого по разделу:

7 ч

7 ч

2 ч

9 ч

Раздел II. Организация в системе управления социальной работой

 

 

 

 

  1. Организации социальной сферы как объект управления

2

2

 

4

  1. Социальная служба как институциональная основа управления социальной работой

2

2

1

4

  1. Цели и задачи социальной службы

2

2

 

2

Продолжение таблицы

  1. Персонал социальной службы как система

2

2

1

4

  1. Менеджеры в организациях социальной сферы

2

2

 

2

Итого по разделу:

10 ч

10 ч

2 ч

16 ч

Раздел III. Система функций управления социальной работой

 

 

 

 

  1. Природа и состав функций управления социальной работой

2

2

1

2

  1. Планирование социальной работы

2

 

 

2

  1. Организация социальной работы

2

 

 

2

  1. Мотивация социальной работы

2

 

 

2

  1. Контроль в социальной работе

2

 

 

2

  1. Связующие процессы в управлении социальной работой

4

 

 

4

Итого по разделу:

14 ч

2 ч

1 ч

14 ч

Раздел IV. Администрирование в социальной работе

 

 

 

 

  1. Администрирование, руководитель и подчиненные в социальных службах

2

1

1

4

  1. Власть и лидерство в организациях социальной сферы

2

1

 

2

  1. Формирование управленческой команды и коллективная работа в социальных службах

2

1

 

2

  1. Организация труда и регламентация управления в социальных службах

2

 

1

4

  1. Конфликты в организациях социальной сферы и пути их разрешения

2

 

 

2

  1. Этика и культура управления социальной работой

2

1

 

2

Итого по разделу:

12 ч

4 ч

2 ч

16 ч

Окончание таблицы

Раздел V. Обеспечение эффективности управления социальной работой

 

 

 

 

  1. Эффективность управления социальной работой: сущность, факторы, пути повышения

2

1

 

2

  1. Технологизация управления социальной работой с различными группами населения

2

8

2

4

  1. Управление инновациями в социальной работе

1

 

 

2

  1. Проектирование и программирование в управлении социальной работой

1

2

 

2

  1. Социальная политика как универсальная технология управления социальной работой

2

 

 

4

Итого по разделу:

8 ч

11 ч

2 ч

14 ч

ВСЕГО

51 ч

34 ч

9 ч

69 ч