3835 ЭКОНОМИКА

Введение

Данные методические указания подготовлены по курсу «Экономика» в соответствии с государственными образовательными стандартами для студентов 2 курса ФВТ  по программе курса,  предусматривающей следующий объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

3-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

111

 

Аудиторные занятия

68

68

Лекции

34

34

Практические занятия

34

34

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных занятий

нет

-

Самостоятельная работа

25

25

Курсовая работа

нет

нет

Реферат

нет

нет

Другие виды самостоятельной работы

Задания по подготовке к практическим работам – 7 час. инд. занятий.

Вид итогового контроля

-  Экзамен

-  Экзамен

Текущий контроль возможен в виде самостоятельных и контрольных работ, примерные варианты которых даны в программе курса, тестов, проблемных заданий, игр и т.п. В середине семестра проводится промежуточное тестирование. Пропущенные занятия должны быть отработаны в часы и дни, установленные учебной частью и графиком отработок на кафедру ГМУ и ЭТ.

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

(для студентов технических специальностей, квалификация – инженер) ГСЭ.Ф.11

Введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы;

экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории.

Микроэкономика; рынок; спрос и предло­жения; потребительские предпочтения и предельная полезность.

Факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его фак­торы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек. Фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и заня­тость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства.

Макроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке.

Потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс.

Особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

Содержание практических занятий

Практическое занятие 1

Предмет и методы экономической теории

1.Введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы.

2. Экономические цели и выбор; кривая производственных возможностей; экономические отношения; экономические системы.

3. Основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории.

Задания и задачи

1. Перечислите общие черты и различия законов природы и экономических законов.

2. Известны типы экономических систем: традиционный, командный, рыночный, смешанный. Какой тип экономической системы в России? Почему?

3. В индийской притче о Будде и его ученике говорят: "Будда спросил ученика: "Кто там идет по дороге?" "Красивая молодая женщина", - ответил ученик. - "Точнее!" - потребовал Будда. - "Женщина". - "Точнее!" - "Человек". - "Точнее!" - "Скелет". Какой метод анализа был здесь описан? При каком ответе ученика теряется познавательная ценность?

4. Пусть Вы - глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и выгоды при принятии решений:

а) о полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;

б) легализации (по примеру ряда стран) проституции;

в) легализации (как в Голландии) "легких" наркотиков.

5. Почему основная часть обслуживающего персонала фирмы «МакДоналдс» – подростки и студенты?

6. Чтобы купить масло дешевле, вам необходимо отстоять длинную очередь. Если вы все же решили ее отстоять, действительно ли вы купили масло дешевле?

7. Предположим, после окончания курса обучения вам предлагают покинуть родной город и отправиться на работу, например, в район Крайнего севера, где очень нужны специалисты вашего профиля. На каких условиях вы согласитесь принять это предложения?

8. Производятся велосипеды и стиральные машины. Варианты производственных комбинаций заданы в таблице

Варианты

Велосипеды, шт.

Стиральные машины, штук

Альтернативные издержки

А

В

С

Д

Е

100

90

75

55

0

0

10

20

30

40

 

Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Что показывает точка М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и точка К (30 велосипедов и 20 стиральных машин) на графике, построенном вами?

9. Кузнецу А требуется на производство подковы 1 час, на производство серпа 2 часа. Кузнецу Б наоборот: на производство подковы – 2 часа, серпа – 1 час. Каждый работает 8 часов в день. Определите, как выглядит дневная КПВ кузнецов А и Б?

10. Вы собираетесь открыть свое дело. Первоначальный капитал, который вы должны вложить в организацию, составляет 90 тыс. р. Вы планируете получать годовой доход от организации фирмы в размере 50 тыс. р. При этом годовые затраты на производство составят 27,6 тыс. р. Для открытия своего дела вам придется оставить работу, которая приносит вам 25 тыс. р. в год. Кроме того, эта работа очень нравится вам и ее потерю вы оцениваете в 10 тыс. р. Стоит ли вам открывать свой бизнес?

Практическое занятие 2

Основы микроэкономики. Поведение потребителя

1. Микроэкономика – основные цели и задачи исследования.

2.  Рынок: структура и инфраструктура; функции рынка; спрос и предложение.

3. Потребительские предпочтения и предельная полезность, кривые безразличия и бюджетное ограничение. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Закон Энгеля.

4.  Эффект дохода и эффект замещения.

Задания и задачи

1. Приведите пример структуры рынка компьютеров. Что будет представлять собой инфраструктура  рынка данного товара?

2. Функция общей полезности: TU=√Y1√Y2, где Y1 и Y2 - количество соответствующих товаров. Величина дохода потребителя = 36 ден. ед. ; Р1 = 4, Р2 = 9 – цены товаров. Определите максимальное значение общей полезности, которую получит потребитель, истратив весь свой доход на покупку товаров.

3. Постройте на основе личных предпочтений кривые безразличия для следующих пар благ: а) картофель- хлеб; б) левый ботинок – правый ботинок; в) стиральный порошок - хозяйственное мыло; г) автомобиль - бензин.

4. Функция полезности задана: TU= Х*Y. Найти предельную норму замещения для набора (2;5).

5. Используя данные таблицы, определите оптимальное количество покупаемого товара и ренту потребителя для каждого количества товара.

Количество товара, кг

1

2

3

4

5

6

7

Предельная полезность, ютиль

20

18

11

7

1

0

-2

Цена за 1 кг

8

7,5

7

6

5,5

5

4,5

6. Функция общей полезности имеет вид TU = 40Q / (Q 2 + 25). Определить количество товара, обеспечивающее потребителю максимум общей полезности, и потребительский излишек, получаемый при этой максимизации, если цена товара P = 18 /(5(Q+1)).

7. Функция полезности Олега имеет вид U = Qa*Qb, где Qa, Qb - количества двух разных благ. Известны цены благ: А – 25, В – 40 и бюджет Олега М = 600. Как Олег должен израсходовать свой бюджет, чтобы получить максимум полезности. Насколько возрастет благосостояние Олега, если цена блага В снизится до 30?

Практическое занятие 3

Основы рыночного механизма

1. Спрос и факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эластичность спроса, виды эластичности.

2. Предложение и факторы его определяющие, эластичность предложения.

3. Равновесие (частное) на товарном рынке и его устойчивость. Паутинообразная модель.

4. Роль государства в рыночном механизме.

Задания и задачи

1. Что из нижеперечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что – как нерыночная деятельность: а) рекламные объявления в газете «Ярмарка»; б) приготовление пищи к приходу гостей в домашних условиях; в) предоставление государством пособий по безработице; в) закупки государством военной техники; г) государственный заказ вузу на подготовку специалистов; д) репетиторство по физике накануне поступления в вуз; е) «блошиный рынок» подержанных вещей; ж) выращивание клубники на приусадебном участке для собственного потребления?

2. В результате определенных событий некая отрасль стала низкодоходной. Вероятно, поэтому некоторые фирмы будут вынуждены покинуть рынок. Как это может отразиться на графиках спроса и предложения?

3. Результатом каких действий государства в советские времена были очереди?

4. Каковы, на ваш взгляд, эластичность спроса в зависимости от цены у следующих товаров: водка (в России),  соль, хлеб, чай в России, чай в Англии, мыло, бриллианты.

5. Если цена товара эластичного спроса снизилась с 15 д.е. до 10 д.е., то что произошло с выручкой?

6. Цена товара выросла на 10 %, а объем производства на 5 %. Что можно сказать об эластичности предложения?

7. На рынке товара 2 производителя предлагают следующие объемы по цене (Р)

Q1

0

10

20

30

40

50

Q2

10

40

55

65

70

70

Р

1

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

Определить равновесную цену. Сколько будет всего продано и сколько продаст каждый продавец, если функция спроса на рынке данного товара Qd = 103 – 20Р?

8. Функция спроса Qd = 20 – 2р, а функция предложения Qs = =5+3р. Определите: имеется ли дефицит или излишек продукции при р=5; каков равновесный объем продаж и равновесная цена; коэффициент эластичности спроса от цены при р=4?

9. Функции спроса и предложения заданы: Qd = 100 – Р; Qs = 2Р – -50. К каким последствиям приведет введение 10% налога на продажи?

10. Спрос и предложение картофеля в городе характеризовались следующими параметрами:

Цена, тыс.р./т

5

10

15

20

25

Спрос, т

70

60

50

40

30

Предложение, т

0

20

50

80

110

Составить уравнение спроса и предложения; построить графики; найти равновесные параметры; определить налоговое бремя продавца и покупателя, если будет введен налог с продаж в размере 5 %.

11.Функция спроса задана: Q= р2 – 6р + 10. Найти ценовую эластичность спроса при цене р=1.

12. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна (-0,5), а по доходу - (+0,9). В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 4 %, а цена данного товара уменьшится на 3 %. Как изменится объем спроса на данный товар?

13. Ценовая эластичность спроса равна (-3). Цена упала на 2 %. Насколько выросла выручка?

14. Функция спроса на товар А равна QdA = 4PA – 5PB. Функция предложения: QsA = 3 + 2PA + 0.5PB. Определить: 1. При каких ценах товаров А и Б равновесный объем А равен 30? 2. Как изменится равновесный объем товара А при росте цены товара В в 2 раза? 3. Значение перекрестной эластичности товара А.