3720 ПЕДАГОГИКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

1.Пояснительная записка

Данная программа  по педагогике для социальных работников строится в соответствии с  требованиями Государственного образовательного стандарта и предполагает отбор и организацию учебного материала  на принципах тесной связи педагогической теории с практическими потребностями социальной работы.

Цель курса:

- подготовка будущих социальных работников к педагогической деятельности в социуме в условиях структурной перестройки всех  его уровней и сфер;

- формирование педагогической компетентности, практических навыков самореализации в учебном и воспитательном процессах.

Задачи курса:

- ознакомление с концепциями современной педагогики, усвоение основных понятий;

- ознакомление с образовательными системами России и зарубежья; принципами управления образовательными системами;

- усвоение модели личности современного педагога-воспитателя, содействие формированию личностного педагогического стиля;

- овладение умениями рефлексивной деятельности, педагогического анализа и оценки, самоанализа и самооценки, проектирования личностных профессиональных программ самообразования и самовоспитания;

- овладение основными умениями учебно-познавательной, исследовательской, самостоятельной педагогической деятельности.

2. Тематический план

Раздел 1. Общие основы педагогики.

1.  Введение в предмет.

2.  История педагогики.

3.  Педагогическая наука и педагогическая практика.

4.  Целостный педагогический процесс.

5.  Управление образовательными системами.

6.  Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности.                         7.  Личность и группа как объект и субъект воспитания и обучения.                                      8.  Теория обучения.

9.  Проблемы современной дидактики.

10. Виды, методы, формы и средства обучения.

11. Дополнительные и вспомогательные формы обучения.

12. Воспитание в целостном образовательном процессе.

Раздел 2. Педагогическая культура социального работника.

13. Личность воспитателя. Индивидуальный стиль деятельности.

14. Система педагогической деятельности.

15. Культура профессионального самообразования. Технологии

научно-исследовательской и методической работы в педагогике.

16. Педагогическая диагностика.

Раздел 3. Педагогика поддержки и сотрудничества.

17. Технологии и техники конструирования и осуществления педагогического процесса.

18. Педагогическое творчество и педагогический опыт.

19. Технологии и техники педагогического общения и взаимодействия.

20. Семья как специфическая педагогическая система.

21. Педагогические основы социальной работы.

 

3. Методические советы

Курс рассчитан на 68 часов лекционных, 68 часов семинарских занятий,     110 часов самостоятельной работы студентов.

Лекция (от лат. lectio «чтение») – форма учебно-теоретического занятия, представляющая собой систематичное устное изложение преподавателем определенного раздела учебной дисциплины, цель которого -  сориентировать студентов в рассматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, проблемные аспекты. Лекция – это не весь материал по изучаемой теме («дайджест» для зубрежки), это путеводитель в дальнейшей самостоятельной учебной работе. Лекция предполагает активную мыслительную деятельность студента: стремление понять сущность рассматриваемой проблемы, логику рассуждений лектора, оценивание его аргументации, соотнесение услышанного с  уже изученным, составление собственного мнения об изучаемом материале и явлениях, в нем представленных. Усвоение лекционного материала предполагает его конспектирование (от лат. Conspectus «очерк») – сжатую запись. Очень важно правильно оформить запись:

ü оставляйте поля – они используются для отметок, выделяющих материал, и для уточняющих записей, комментариев, дополнений;

ü используйте красную строку для выделения смысловых частей.

Старайтесь просматривать лекционный материал сразу после лекции (в день лекции), чтобы дописать сокращения, восстановить пропущенное, исправить неточности.

Семинар (от лат. Seminarium «рассадник») - форма учебно-теоретического занятия, дополняющая лекционную, целью которой является детальное изучение отдельной темы. Семинар способствует развитию навыков работы с учебной и научной литературой, приобретению навыков научной аргументации, педагогической рефлексии. Поэтому семинар предполагает активное участие самих студентов в обсуждении вынесенных на рассмотрение проблем и требует хорошей предварительной подготовки, в противном случае он будет «скучен» (обмен вопросами и ответами, воспроизводящими тексты учебных пособий). Семинар также может быть ориентированным на закрепление знания теоретического материала через формирование умения применять его в практических, прикладных целях (выполнение упражнений, заданий, решение задач и т.п.). Приступая к  подготовке, проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и проблемах, вынесенных на обсуждение; внимательно прочитайте соответствующий лекционный материал; изучите рекомендованную литературу, стараясь сформировать свое мнение по каждому вопросу и продумайте аргументацию; запишите возникшие вопросы; организуйте изученный вами материал в форме тезисного конспекта текстов (учебной и научной литературы, др. источников), табличных формах, опорных схемах. Заведите словарь педагогических терминов и понятий. В последующем это поможет при подготовке к итоговому контролю знаний – зачету, экзамену. Примеры:



 
Факультета Экономики и менеджмента