3733 ВИРТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ - Страница 7

Примечания:

-      вызов подпрограммы конфигурирования таймера реализуйте в подпрограмме main, до метки repeat с помощью команды:
call         set_rate

-      текст подпрограммы set_rate добавьте после подпрограммы main;

-      установите период следования импульсов с таймера 50 мкс;

-      текст программы, реализующий алгоритм рис. 2.3, добавьте после метки
repeat.

 

Cохраните изменения, затем откомпилируйте и запустите на выполнение полученную программу. Данная программа должна выводить на экран следующий сигнал (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5. Сигнал, формируемый программой

 

Настройте осциллограф для получения устойчивого изображения данного сигнала. Определите амплитуду и период сигнала. Результат покажите преподавателю.

В случае успешного выполнения предыдущего задания измените программу так, чтобы она выводила сигнал, изображенный на рис. 2.6 (в соответствии с номером бригады). Результат покажите преподавателю.

 

Рис. 2.6. Формы сигналов для самостоятельного задания

 

Контрольные вопросы

  1. Приведите функцию преобразования ЦАП, какой диапазон выходного сигнала у данного ЦАП.
  2. Какие команды языка ассемблер используются для установки кода на ЦАП?
  3. Приведите алгоритм вывода сигнала специальной формы без синхронизации.
  4. Как обеспечить постоянную частоту вывода отсчетов?
  5. Как осуществить программную синхронизацию ввода с использованием аппаратного таймера?
  6. Приведите алгоритм вывода сигнала специальной формы с синхронизацией от таймера.
  7. Как реализуется ожидание сигнала с таймера в случае программной синхронизации вывода отсчетов?

 

Лабораторная работа № 3

Использование языка программирования высокого уровня Delphi при проектировании систем сбора
аналоговых данных

 

Цель работы. ознакомиться со средствами среды Delphi, позволяющими производить автоматизированный обмен и визуальное отображение данных с платой ввода-вывода L-154.

Основные вопросы, изучаемые в работе:

­   изучение среды Delphi;

­   ввод и отладка исходного текста программы;

­   тестирование приложения;

­   модификация программы.

Изучение среды Delphi

Прикладные программы, или приложения Delphi создаются в интегрированной среде разработки (IDE — Integrated Development Environment). Пользователь­ский интерфейс включает в себя ряд окон, содержащих различные элементы управле­ния (рис. 3.1.). С помощью средств интегрированной среды можно осуществлять проектирование интерфейсной части приложения, а также писать программный код и связывать его с элементами управления. В интегрированной среде разра­ботки проходят все этапы создания приложения, включая отладку.

После загрузки интерфейс Delphi, в зависимости от версии, может выглядеть по-разному, но обычно он включает следующие окна:

– главное окно (Delphi - Project1);

– окно Инспектора объектов (Object Inspector);

– окно Формы, или Конструктора формы (Forml);

– окно Редактора кода (Unit1.pas);

– окно Проводника кода (Exploring Unitl.pas).

Последние два окна находятся позади окна Формы, причем окно Проводника кода пристыковано слева к окну Редактора кода, поэтому оба этих окна имеют общий заголовок Unitl.pas.

 

 

Рис. 3.1. Вид интегрированной среды разработки Delphi

 

На экране кроме указанных окон могут присутствовать и другие окна, отобра­жаемые при вызове соответствующих средств. Окна Delphi можно перемещать, изменять их размеры и убирать с экрана (кроме главного окна), а также состыковывать между собой.

Несмотря на наличие многих окон, Delphi является однодокументной средой и позволяет одновременно работать только с одним проектом приложения. Название проекта приложения выводится в строке заголовка главного окна в верхней части экрана.

Главное окно Delphi включает:

– главное меню;

– панели инструментов;

– палитру компонентов.

Главное меню содержит набор команд для доступа к функциям Delphi. Панели инструментов находятся под главным меню в левой части главного окна и содержат кнопки для вызова наиболее часто используемых команд главного меню, например File\Open (Файл\Открыть) или Run\Run (Выполнение\ Выполнить).

Палитра компонентов находится под главным меню в правой части главного окна и содержит компоненты, размещаемые в создаваемых формах. Компоненты являются блоками, из которых конст­руируются формы приложения. Все компоненты разбиты на группы, каждая из которых в Палитре компонентов располагается на отдельной странице, а сами компоненты представлены значками. Нужная страница Палитры компонентов выбирается щелчком мыши на ее значке.

Разработка приложений начинается с визуального конструиро­вания формы и заключается в размещении на форме необходимых элементов. Кроме того, в окне Инспектора объектов задаются значения свойств компонентов.

Окно Редактора кода (Unitl.pas) после запуска системы программирования на­ходится под окном Формы и представляет собой обычный текстовый редактор, с помощью которого осуществляется редактирование текста модуля и других текстовых файлов приложения. Каждый редактируемый файл находится в окне Редактора кода на отдельной странице, доступ к которой осуществляется щелчком на соответст­вующем значке. Первоначально в окне Редактора кода на странице Code содер­жится одна вкладка Unit1 исходного кода модуля формы Form1 разрабатывае­мого приложения.

Переключаться между окнами Формы и Редактора кода удобно с помощью кла­виши <F12>.

Окно Проводника кода (Exploring Unitl.pas) пристыковано слева к окну Редак­тора кода. В нем в виде дерева отображаются все объекты модуля формы.

Состав проекта приложения, создаваемый в среде Delphi, состоит из нескольких элементов, объе­диненных в проект. В состав проекта входят следующие элементы (в скобках указаны расширения имен файлов):

– код проекта (dpr);

– описания форм (dfm – для Windows, xfm – кроссплатформенный вариант);

– модули и модули форм (pas);

– параметры проекта (dof – для Windows, kof – для Linux);

– параметры среды (cfg);

– описание ресурсов (res).

 

Порядок выполнения работы

Ввод и отладка исходного текста программы

Запустите редактор Delphi (Пуск\Программы\Воrlаnd Delphi 5\ Delphi 5). Разместите на форме следующие компоненты, располагающиеся на панели компонентов (Component Palette) (рис. 3.2):

– компонент Chart (вкладка Additional);

– компонент Button (вкладка Standart);

– компонент Edit (вкладка Standart);

– компонент Label (вкладка Standart).

 

 

Рис. 3.2. Интерфейсная часть приложения

 

Для настройки компонента Chart1 необходимо двойным щелчком по элементу открыть окно настройки диаграммы (Editing Chart1). С помощью окна настройки добавить новую серию данных (кнопка Add, расположенная Chart-Series), выбрать тип графика FastLine в окне TeeChart Gallery. Выключить отображение легенды и названия графика, убрав отметки свойства Visible, располагающиеся на вкладках Chart-Legend и Chart-Titles.

Для компонента Button1 задайте для свойства Caption значение «Start». Изменение свойств произведите на панели Object Inspector. При этом компонент предварительно должен быть выбран.

Для компонента Editl задайте для свойства Text значение «1». Данный компонент будет определять номер ка­нала.

Для компонента Label1 задайте для свойства Caption значение «Номер канала 1-16:».

Перейдите в окно редактора приложения и введите следующий текст программы (комментарий, расположенный после символов "//" можно опустить):