3699 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, групповые консультации, самостоятельная работа, письменная контрольная работа по курсу, экзамены - формы изучения студентами-заочниками истории в течении 1-го семестра обучения.

 

Лекции. Последовательно охватывают все периоды истории Отечества с наиболее раннего времени до наших дней. Рассматривается социально-экономическое, политическое, культурное развитие. Освещаются основные события с выделением принципиальных моментов и особенностей российского исторического процесса. Первая лекция ­– "Введение к изучению истории Отечества. Государство Киевская Русь. Складывание Московского государства"; вторая - "Россия в XVII - первой четверти XVIII вв."; третья - "Россия в период просвещенного абсолютизма (правление Екатерины II, Александра I)"; четвертая - "Реформы середины XIX - первой половины второго десятилетия ХХ вв. и их значение в изменении общественного строя России"; пятая - "Альтернативы развития страны в 1917 году. Противоречивость внутреннего положения в 20-30-е годы"; шестая - "СССР накануне и в ходе второй мировой войны. Послевоенное и последующее развитие".

 

Ограниченность аудиторных занятий повышает значение лекции для студента-заочника. Студент конспектирует, т.е. кратко записывает основной учебный материал, излагаемый преподавателем. После окончания лекции преподавателю задаются вопросы, он разъясняет студентам непонятные места изучаемой темы. Лекционный материал используется студентами для подготовки к семинарским занятиям, контрольной работе, а также к экзаменам.

 

Семинары

 

 

Занятие 1.   СРЕДНЕВЕКОВАЯ РОССИЯ. НАЧАЛО КРИЗИСА

ФЕОДАЛИЗМА И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА

План

  1. Предмет истории. Особенности российского исторического процесса.
  2. Древние славяне. Дальнейшее расселение славян в эпоху средневековья.
  3. Образование раннесредневекового государства Киевская Русь. Формирование земель и княжеств в Северо-Восточной Руси.
  4. Переход от княжеств и земель Руси к государственности. Социально-экономические и исторические условия образования централизованного государства. Борьба великих московских князей за присоединение к Москве княжеств и земель.
  5. Иван III. Возникновение централизованного государства, его характеристика. Правление Ивана IV.
  6. Россия в конце XVI – начале XVII вв. «Смутное время».
  7. Династия Романовых, приход к власти. Правление Михаила Романова. Внешняя политика. Преобразования в экономике, военном деле, государственном управлении. Правление Алексея Михайловича. Народные выступления.
  8. Россия в конце XVII  – начале XVIII вв. Война на юге и Северная война. Реформы Петра I в области экономики, военного и морского дела.
  9. Социальные реформы. Народные выступления периода правления Петра I. Реформы органов государственной власти и управления. Укрепление абсолютизма.
  10. Значение петровских реформ, их особенности.
  11. Россия в послепетровский период (1725-1762 гг.).
  12. Вступление Екатерины II на престол. Политика просвещенного абсолютизма. Изменения в государственном управлении при Екатерине II.
  13. Экономические и другие реформы. Крестьянские выступления. Внешняя политика эпохи Екатерины II.
  14. Россия в первой половине XIX века. Объективная необходимость реформ. Попытки либеральных преобразований Александра I.
  15. Россия эпохи Николая I. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

Основная литература

Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

История России с древнейших времен до конца ХХ века. В 3-х книгах. М., 1997.

История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней. Екатеринбург, 1993.

Отечественная история с древнейших времен до 1917 года. М., 1994.

История Отечества в лицах. М., 1993.

Дополнительная литература

Горбенко В.А.Восточные славяне в VI - начале XIII вв. Методические указания по курсу "История и культура России". Рязань, 1992.

Валишевский К. Иван Грозный. М., 1989.

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1992.

Лихолетье: Москва XVI-XVII вв. М., 1988.

Минин и Пожарский: хроника Смутного времени. М., 1981.

История династии Романовых. М., 1991.

Чулков Г. Императоры. М., 1991.

Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века. СПб: Питер, 1999.

Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. Л., 1953.

Монгайт А.Л. Рязанская земля. М., 1961.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). Курс лекций. М.: Аспект Пресс. 1999.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996.

Хоскинг Д. Россия: народ и империя (1552 – 1917). Смоленск: Русич, 2000.

Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск. 1990.

Россия. История XIX века / Отв. ред. Н.Е. Белогородцев. М.: Новь,1998.

Троицкий Н.А. Россия в ХIХ веке. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1997.

Федоров В.А. История России. 1861 –1917: Учебник для вузов. – М.:Высш. шк., 2000.

Горбенко В.А. Анты и образование государства Киевская Русь: Учеб. пособие / Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 1998.

Соколов А.С., Нюнько Ю.О. История финансовой политики и предпринимательства в России в ХIХ веке: Учеб. пособие / Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2003

 

 

Методические указания по первому семинарскому занятию.

 

Предложенный выше план семинарского занятия предназначается студентам, у которых по программе курса два семинарских занятия.

По первому вопросу семинара студенту необходимо дать определение предмета истории как науки об обществе. Например, «история – в переводе с греческого, означает – исследование, рассказ. Это наука об обществе, которая изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и будущего. Рассматривает ход и причины, взаимосвязь событий, процесс, взаимопреемственность, изучает общество в движении. История накапливает, обобщает и обрабатывает социальный опыт».

Далее назвать методы, используемые при изучении, исследовании истории. Ответить на вопрос: возможно ли изучение истории одной отдельно взятой страны? Какие дополнительные подходы надо использовать, чтобы правильно понять ее? Как известно, история России имеет немало своеобразия. В чем они заключаются? Какое значение для российского исторического процесса имели такие факторы, как геополитический, природный, климатический, менталитет населения и т.д. В заключение ответа на первый вопрос темы перечислить источники изучения и исследования истории.

Далее (второй вопрос семинара) студенты должны усвоить, что восточные славяне, которые в VI в. делились на племенные союзы, заселяли огромные пространства Северного Приднестровья и соседних территорий. До VI в. славяне жили первобытнообщинным строем. Это первая ступень развития человечества, характеризующаяся равенством, общественной собственностью на средства производства, коллективизмом, примитивностью орудий труда, язычеством, почти полной зависимостью от природы. В VI – VII вв. произошел процесс распада родовых отношений, возникла частная собственность, неравенство. Вместо власти, основанной на авторитете и обычаях родовых отношений, формировалась власть знати, опиравшаяся на силу. Следует особо подчеркнуть, что славяне миновали рабство, так как главным занятием у них было земледелие, и рано сложилась собственность на землю. Славянские племена не вели постоянных войн, дававших большое число рабов. Основным производителем был свободный общинник со своими орудиями труда. Рабы – холопы – использовались в отдельных богатых хозяйствах как вспомогательная сила.

Третий вопрос очень объемный, содержит немало точек зрения исследователей. Поэтому студенту-заочнику рекомендуется ограничиться при его изучении учебными пособиями, которые указаны в литературе, хотя это не исключает использования и любой другой литературы, относящейся к данному вопросу.

Проблемы складывания централизованного русского государства (четвертый и пятый вопросы семинара) следует начать раскрывать с объективных и субъективных условий формирования этого государства: каковы были геополитические условия, почему именно Москва стала центром собирания русских земель, какие внутренние трудности необходимо было преодолевать великим московским князьям для объединения земель вокруг их княжества, каково влияние Золотой Орды на развитие русской государственности и т.п. Главное содержание вопросов - сам процесс объединения. Он был очень сложен, противоречив и имел немало своеобразия, наложившего свой отпечаток на последующее развитие страны. Его надо раскрыть, выделить тех великих князей, которые внесли особенно большой вклад в создание Московского государства и его укрепление. В заключение ответа на вопросы дать развернутую характеристику возникшему молодому русскому государству: государственное устройство, социально-экономическое развитие и т.д. Особо уделить внимание следующему: при первом русском государе Иване III Васильевиче (годы правления 1462 – 1505) русская земля была окончательно освобождена от татарской зависимости («великое стояние на реке Угре» 1480 г.). Русское государство значительно расширило свои границы, укрепило внешние связи с европейскими государствами, усилило свое влияние на азиатскую политику. В 1497 г. Иваном III был принят Судебник, по которому на всей территории государства вводилась единая судебно-административная система, продолжалось, начавшееся еще в Московском княжестве, юридическое оформление системы крепостного права. Студенты должны усвоить и дать ответы на вопросы: какова была экономическая основа государства Ивана III; какие классы были господствующие, причем указать на различие форм собственности имущих слоев; в чем сущность «юрьева дня», введенного Судебником Ивана III; назвать  центральные органы управления, возникшие при Иване III, государственную символику и пр.

Отдельной проблемой выделяется период правления первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного (годы правления 1533 – 1584). Деятельность Ивана IV следует рассматривать до середины XVI века включительно и во второй половине XVI в. До середины XVI в. молодой царь принимал законодательные акты и проводил реформы вполне демократично. Студентам надо уяснить, через какие институты проводились эти реформы, содержание реформ и их социально-политические задачи.

Во второй половине XVI в. царь стал проводить реформы чрезвычайными мерами, ввел опричнину. Студенты должны знать ответы на вопросы: в чем причины введения таких мер, в чем сущность опричнины, каковы ее итоги?

Шестой и седьмой вопросы семинара относятся к типу ключевых в отечественной истории. Здесь речь идет о дальнейшем становлении русского государства со всеми его трудностями и противоречиями, связанными с внутренней смутой и внешней опасностью, с утверждением на престоле династии Романовых. Студенты должны выяснить причины «смутного времени». Их целый комплекс. В формирующемся русском централизованном государстве в его абсолютистской форме с самого начала были заложены противоречия, которые должны были привести его к кризису. Они четко прослеживались в разное время, особенно в годы правления Ивана Грозного. К причинам «смутного времени» относятся династический кризис, борьба имущих слоев общества за верховенство в государстве, отсутствие серьезных материальных условий централизации, продолжительные стихийные бедствия, голод, классовая борьба, иностранная интервенция и т.д. Ситуацией пользовались различного рода самозванцы. Итогом «смутного времени» стала экономическая и социальная катастрофа, по сути, распад государства. В учебном материале содержится немало примеров тяжелейшего положения страны и народа в то время.

Студенты должны обратить внимание на созидательную сторону исторического процесса. Патриотические силы взяли в свои руки дело спасения родины. Об этом говорят примеры первого и второго ополчений. Все имущие слои российского общества: бояре, дворяне, купечество, духовенство стали осознавать, что продолжение междоусобной борьбы может привести к окончательному уничтожению государственности. Необходим был политический компромисс, установление в стране элементарного порядка, укрепление власти имущественной знати. Необходима была также и нейтральная политическая фигура на царском троне, которая бы устраивала большинство. Такой фигурой явился шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов, который был избран царем на Земском соборе 21 февраля 1613 г. Так началась династия русских царей Романовых, правивших на протяжении 300 лет. Раскрыв эти проблемы, студенту следует остановиться на социально-экономическом и политическом развитии России в XVII веке: рост феодального землевладения, окончательное закрепощение крестьян, перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную монархию (причем раскрыть оба эти понятия), крестьянские выступления, значение церковной реформы и какова роль во всем этом Соборного уложения 1649 года и другие вопросы. В конце выступления по этому вопросу подвести общие итоги развития страны в XVII веке, подчеркнуть положительные моменты, а также проблемы, которые и получил в наследство Петр I.

Реформы Петра I (восьмой-десятый вопросы) охватывали все сферы общественной жизни страны, но студентам необходимо изучить, прежде всего, реформы в области экономики, социальной области, органов государственной власти и управления, военном и морском деле. Объективная необходимость серьезной модернизации страны, прежде всего экономики и армии, обусловилась не только первыми военными неудачами, но и колоссальной разницей между Россией и Европой, которую Петр I увидел в результате своей первой поездки за рубеж в 1697 г. Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В Европе было развито книгопечатание, выходили труды по философии и экономике, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры, была развита медицина.

Что было тогда в России? Несколько железоделательных заводов (в Туле, Кашире, Воронеже), несколько мануфактур (стеклянные, соляные и т.д.) – всего 20-30 на всю страну. Армии по существу не было. Она состояла из нескольких солдатских полков, стрельцов и дворянской конницы, причем плохо вооруженных. Между военными походами эту армию распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственные средства. Школы были при церквах, в которых учили грамоте и священному писанию. Но и тех было мало. Светского образования не было. Не было медицины, врачи – из иностранцев. Существовала одна аптека в стране – царская. Типография печатала в основном церковные книги.

При раскрытии реформ Петра I необходимо иметь в виду и те особенности и противоречия, которые им сопутствовали. Они наложили немалый отпечаток на последующий российский исторический процесс. Важно подчеркнуть, что в первой четверти XVIII века в России окончательно сложился абсолютизм и что российская империя - итог государственной деятельности Петра I.

Одиннадцатый вопрос начать освещать с попыток преемников Петра I осуществить ревизию его наследия. В чем это выразилось? В чем причины дворцовых переворотов? Причин немало. Реформы Петра I не избавили страну от крепостного права. Напротив, оно еще больше усилилось. Росло недовольство среди крестьян. Недовольство росло и в среде правящего класса. Если в Европе служба феодалов монарху была привилегией, то в России Петр I превратил ее в пожизненную обязанность. Тяготились петровской опекой купечество, посадское население, церковь. Перевороты явились результатом классового антагонизма, капризов гвардейцев, страстей и пороков правителей, недовольства иностранцами и многого другого.

Безусловно, дворцовые перевороты не укрепляли основ российской государственности, т.к. у власти оказывались временщики. Основное содержание правления Екатерины II (двенадцатый - тринадцатый вопросы) – период, положивший начало эпохе просвещенного абсолютизма в России. Назвать хронологические рамки этого периода. В чем суть просвещенного абсолютизма, распространенного в то время в Европе и как он проявлялся в условиях российской действительности. Нужно раскрыть реформы, проводимые Екатериной II, связанные с особенностями социально-экономического развития России во второй половине XVIII века. Раскрыть, прежде всего, изменения в государственном управлении, экономические реформы, осветить внешнюю политику, которая была весьма насыщена во время правления императрицы. Что касается экономических реформ, то они во многом связаны с уже появившимися во второй половине XVIII века признаками разложения феодализма и развития капитализма. Формирование капиталистического уклада проявлялось в развитии мелкотоварного производства, которое постепенно перерастало в мануфактурное, применении наемной рабочей силы на промышленных предприятиях, дальнейшем социальном расслоении населения, складывании всероссийского рынка. Сокращаются размеры казенной промышленности, распространяются дворянские фабрики, растут капиталистические предприятия (купеческие и крестьянские), развиваются отдельные промыслы и районы страны, значительные сдвиги происходят в торговле и финансах.

Очень важен Манифест 1775 года, где Екатерина II провозгласила свободу промышленности, торговли и предпринимательства. Это явилось формой поощрения, в первую очередь, дворянства, приспособления его хозяйства к новым условиям. Манифест разрешил крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. С этого времени можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы. К концу века значительно выросло число мануфактур и составило около двух тысяч. Казенные (государственные) и вотчинные (помещичьи) мануфактуры были основаны на принудительном труде и развивались медленно. Купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольном, наемном труде, развивались динамично. За время правления Екатерины II в стране увеличилось число собственников. Были  и другие достижения. Но в целом, не удалось выйти за рамки того, что сложилось при Петре I. Кардинальные изменения принесет XIX век.

Четырнадцатый – пятнадцатый вопросы начать раскрывать с характеристики внутреннего положения страны в первой половине XIX века, которое и диктовало необходимость осуществить реформы. Основное внимание уделить попыткам либеральных реформ, связанных с именем Сперанского. Раскрыть его программу и определить, почему его проекты не были реализованы. Осветить вторую попытку Александра I осуществить реформы, раскрыть причины их неудач и показать, что было сделано практически. В эти вопросы входит и изучение периода отказа Александра I от реформ, изменение его взглядов на развитие страны, аракчеевщина, период правления Николая I, а также внешняя политика первой половины XIX века. В первой половине XIX в. старые производственные отношения в России стали приходить в явное несоответствие с развитием экономики как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма.

Государственное устройство оставалось старым. Дворянство доминировало. Но появилось третье сословие. Процесс модернизации шел, но крайне неравномерно, не затрагивая все сословия. Уровень жизни в России отставал от Запада. Поляризация верхов и низов была большой. Россия оставалась многоукладной и неоднородной, но все же по ряду параметров она шла в общеевропейском цивилизационном потоке.

Развивались три основные формы производства. Первая – мелкотоварное ремесленное производство. Это ручное производство, в котором отсутствует разделение труда; далее – мануфактурное – более крупное предприятие, применяющее ручной труд, но базирующееся на разделении труда; наконец, фабрика – крупное машинное производство. Господствовало мелкотоварное производство, в определенной степени и мануфактура. Фабрики знаменовали собой начало промышленного переворота в России, который завершился во второй половине XIX в. Промышленный переворот характеризуется резким скачком в развитии производительных сил, переходом от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Промышленный переворот имеет две стороны: техническую (систематическое применение машин) и социальную (формирование промышленной буржуазии и пролетариата – наемных рабочих). Производительность труда крепостных рабочих была в 2-4 раза ниже, чем вольнонаемных. Но число предприятий (в частности, мануфактур) с применением наемного труда увеличивалось.

В целом, характеризуя положение страны в первой половине XIX в., нужно отметить, что хотя крепостничество сохранялось, западный уклад все же развивался. К 1860 году число крупных предприятий выросло до 15 тысяч. В обрабатывающей промышленности число крупных предприятий и рабочих на них с 1825 по 1860 гг. возросло в 3 раза. При этом оснащенность предприятий машинами и производительность труда увеличивались быстрее в десятки раз. Росла численность городского населения. Улучшалась система путей сообщения: появились пароходы, были прорыты каналы. Хотя и медленно, шло классообразование. Уменьшилось количество крепостных рабочих (к 1860 г. они составили 18 %). Создавались условия для расширения слоя мелких собственников.

В деревне и помещичье, и крестьянское хозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийского рынка. В экономику все больше проникали товарные отношения. Рос внешнеторговый оборот. Внутренняя торговля увеличивалась еще быстрее. Однако по сравнению с Европой в целом Россия продолжала развиваться медленно, противоречиво и непоследовательно. В стране нужны были кардинальные реформы.



 
рецептов мороженого было