3611 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СРЕДЕ DESIGNER/2000

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время современные CASE-технологии широко используются в проектной деятельности многих коллективов и организаций при создании автоматизированных информационных систем различного назначения (при создании БД и приложений).

Грамотное применение таких технологий позволяет на практике значительно снизить трудозатраты, уменьшить риски программных проектов и повысить качество программных изделий.

Одним из эффективных CASE-средств, широко используемым на практике, является Designer/2000 корпорации Oracle. Это  средство представляет собой комплект инструментальных средств для анализа бизнес-требований и проектирования клиент/серверных систем, отвечающих этим требованиям.

Designer/2000 обеспечивает поддержку для моделирования бизнес-процессов, системного анализа, проектирования ПО и генерации систем. Также  Designer/2000 поддерживает многопользовательский репозитарий для коллективной параллельной работы над проектом.

Средства Designer/2000 обеспечивают различные подходы к разработке информационных систем:

1-й подход «Быстрая разработка приложений» (RAD), который обеспечивает применение итеративного подхода к разработке системы. Применяется для небольших приложений и при создании прототипов привлекаются пользователи.

2-й подход «Информационный инжиниринг» (IE) обеспечивает  более формальную базу для последовательной (итерационной) разработки систем «сверху-вниз».

3-й подход «Ориентация на модель процессов». Моделирование процессов включает идентификацию основных процессов в организации до рассмотрения ИС, необходимых для их поддержки.

4-й подход «Ориентация на включение существующих систем при проектировании» позволяет использовать готовые системы и производить их обратный инжиниринг в Designer/2000.

 

Для изучения этих подходов разработки информационных систем и изучения технологии применения Designer/2000 далее приведены методические указания к лабораторным работам по теме «Технология разработки информационных систем в среде Designer/2000», состоящей из десяти уроков

Урок 1. Создать шаги процесса и добавить потоки.

Урок 2. Создать сущности и добавить связи.

Урок 3. Уточнить используемые по умолчанию функции.

Урок 4. Преобразовать информационную модель в  проект таблиц.

Урок 5. Уточнить используемый по умолчанию проект базы данных.

Урок 6. Реализовать базу данных.

Урок 7 Cоздать используемые по умолчанию рабочие формы.

Урок 8. Уточнить модули для генерации.

Урок 9. Сгенерировать уточненную форму DEVELOPER/2000.

Урок 10. Сгенерировать приложение WEBSERVER.

 

Уроки основаны на описании деятельности  и создании информационной системы компании «Speedy Pizza».

УРОК 1. СОЗДАТЬ ШАГИ ПРОЦЕССА И ДОБАВИТЬ ПОТОКИ

 

Процессы играют критическую роль в работе предприятия. Моделирование процессов позволяет понять и усовершенствовать существующие процессы, а также разработать новые процессы.

При использовании Designer/2000 для моделирования бизнес-процессов используется диаграмма процессов. Диаграмма представляет последовательность шагов процессов, создающих изделие или услугу в рамках предприятия, а также информационный поток между ними. Некоторые изделия и услуги могут быть предназначены для клиентов за рамками данной организации. Другие процессы обеспечивают внутренний экономический эффект и помогают управлять предприятием. Process Modeller позволяет создавать диаграммы процессов для моделирования бизнес-процессов. Данные, получаемые из диаграммы процессов, хранятся в Designer/2000 Repository и доступны для использования другими инструментальными средствами Designer/2000. В частности, шаги процессов хранятся в репозитарии как функции, к которым можно получить доступ при использовании Function Hierarchy Diagrammer.  Для выполнения этого урока необходимо:

  • ввести новые шаги процесса, называемые ADD NEW PRODUCT TO THE MENU и PUBLISH MENU ON THE WEB, в процесс Satisfy Customer Order ("Выполнить заказ клиента");
  • указать информационный поток между новыми шагами процесса.

Создать шаг процесса

Шаг процесса представляет отдельную задачу в рамках бизнес-процесса. Каждый бизнес-процесс, выполняемый организацией, можно разбить на отдельные шаги процесса. При сохранении шага процесса в репозитарии он сохраняется как бизнес-функция.

Цель

Добавить новые шаги процесса в существующую диаграмму, используемую для моделирования процесса Satisfy Customer Order. Эти шаги процесса представляются в диаграмме двумя пиктограммами, поставляемыми вместе с Process Modeller.

Инструкции

1. Вывести на экран окно Designer/2000 (выполнить инструкции, представленные в разделе "Запуск инструментальных средств Designer/2000 и утилит для учебной программы" ).

2. Для запуска Process Modeller нажать кнопку Process Modeller в окне Designer/2000.

3. Для вывода на экран диалогового окна Open Diagram выбрать File Open.

 

Рис. 1.1.  Диалоговое окно Open Diagram

4. Для открытия диаграммы дважды щелкнуть по пункту PM1 SATISFY CUSTOMER ORDER.

5. Для обеспечения пиктографического режима диаграммы (как показано ниже) выбрать View Iconic.

6. Нажать кнопку инструментальной панели Create Process Step.

7. Перевести курсор мыши на нижнюю дорожку (горизонтальная полоса рядом с организационной единицей Unspecified ).

8. Нажать правую кнопку мыши. На экран выводится диалоговое окно Create Process Step.

 

Рис. 1.2. Диалоговое окно Create Process Step

 

9. Ввести следующие детали для нового шага процесса: Short Definition: Add new product to the menu.

10. Для закрытия диалогового окна нажать кнопку OK. Новый шаг процесса представлен в диаграмме пиктограммой.

 

Теперь можно изменить пиктограмму, представляющую новый шаг процесса.

11. Для вывода на экран диалогового окна Edit Process Step дважды нажать на обозначение шага  процесса ADD NEW PRODUCT TO THE MENU.

12. Вывести на экран закладку Multimedia диалогового окна Edit Process Step.

 


Рис. 1.3. Диалоговое окно Edit Process Step

 

13. Выбрать perscmp1.bmp в раскрывающемся списке Animation Icon.

14. Для закрытия диалогового окна Edit Process Step нажать кнопку  OK.

15. В нижней дорожке добавить второй шаг процесса, в соответствии с описанием шагов 7-10, приведенным выше. Для второго шага процесса ввести следующие детали:

Short Definition: Publish menu on the Web

Label: DELI 10.5 (AUTO)

16. При использовании процедуры, представленной в описании шагов 11-14, изменить пиктограмму нового шага процесса на globe1.bmp.

Добавить поток, событие-триггер и результат

Поток представляет движение информации между отдельными элементами (например, шагами процесса) в диаграмме процессов. Триггер - это событие, инициирующее бизнес-процесс, который иллюстрирует диаграмма процессов. Выход - это событие, являющееся результатом бизнес-процесса, который иллюстрирует диаграмма процессов.

Цель

Добавить поток в диаграмму процессов между шагом процесса ADD NEW PRODUCT TO THE MENU и шагом процесса PUBLISH MENU ON THE WEB, а также добавить событие-триггер и выход.

Инструкции

1. Нажать кнопку инструментальной панели Create Flow.

2. Щелкнуть  на обозначение шага процесса ADD NEW PRODUCT TO THE MENU.

3. Щелкнуть на обозначение шага процесса PUBLISH MENU ON THE WEB.

Появляется диалоговое окно Create Flow.

 

Рис. 1.4. Диалоговое окно Create Flow

 

4. Для закрытия диалогового окна и добавления потока в диаграмму нажать кнопку OK.

5. Нажать  кнопку инструментальной панели Create Trigger.

6. Щелкнуть на обозначении шага процесса ADD NEW PRODUCT TO THE MENU.

Появляется диалоговое окно Create Trigger.

7. В окно Name ввести NEED FOR MENU CHANGE ("Необходимость изменения меню") и нажать кнопку OK.

8. Нажать кнопку инструментальной панели Create Outcome.

9. Щелкнуть на обозначении шага процесса PUBLISH MENU ON THE WEB.

Появляется диалоговое окно Create Outcome.

10. В окно Name ввести PRODUCT PUBLICISED ("Реклама на продукт дана") и нажать кнопку OK. Появляется диаграмма.

11. Для сохранения диаграммы выбрать File Save Diagram.

12. Для закрытия Process Modeller выбрать File Exit.

Заключение

Для выполнения данного урока был использован Process Modeller для ввода новых шагов, называемых ADD NEW PRODUCT TO THE MENU и PUBLISH MENU ON THE WEB, в процесс Satisfy Customer Order. Указан информационный поток, записано событие-триггер и выход.

УРОК 2. СОЗДАТЬ СУЩНОСТИ И ДОБАВИТЬ СВЯЗИ

Любое разрабатываемое приложение должно обеспечивать хранение и манипулирование информацией, поэтому важной частью разработки системы является построение точной модели информационных потребностей организации. Информационная модель представляет "скелет" для разработки новых или усовершенствованных систем.

Одним из методов, используемых для моделирования информационных потребностей организации, является построение модели сущность - связь. Построение модели сущность-связь включает идентификацию наиболее важных объектов в организации (сущностей), свойств этих объектов (атрибутов) и их отношений (связей).

Entity Relationship Diagrammer, являющийся одним из инструментальных средств Designer/2000, обеспечивает создание модели сущность-связь в виде диаграммы, в которой представлены информационные элементы и логические связи между ними.

Для компании Speedy Pizza уже создана диаграмма сущность - связь, обеспечивающая моделирование информационных потребностей предприятия. Для выполнения данного урока необходимо:

  • ввести новую сущность PRODUCT;
  • специфицировать связь между сущностью PRODUCT и сущностью PRICED PRODUCT;
  • определить атрибуты PRODUCT.

Создать сущность

Сущность - это значимый объект, реальный или концептуальный, информация о котором должна быть сохранена в моделируемой предметной области.

Цель

Добавить сущность, представляющую PRODUCT, в диаграмму сущность-связь, моделирующую участок обработки заказов данного предприятия.

Инструкции

1. Для запуска Entity Relationship Diagrammer нажать кнопку Entity Relationship в окне Designer/2000.

2. Для вывода на экран диалогового окна Open Diagram выбрать File Open.

 

Рис. 2.1. Диалоговое окно Open Diagram

 

3. Для открытия диаграммы дважды щелкнуть SPEEDY PIZZA - ERD1.

 

 

Рис. 2.2. Редактирование диаграммы взаимосвязи сущностей

 

4. Нажать кнопку инструментальной панели Entity.

 

5. Для создания сущности перевести курсор мыши под сущность PRICED PRODUCT и щелкнуть правой клавишей мыши. Появляется диалоговое окно Create Entity.

 

Рис. 2.3. Диалоговое окно Create Entity

 

6. Ввести следующие детали в диалоговое окно Create Entity:

Name: PRODUCT

Short Name: PDT

Plural: PRODUCTS

 

7. Для закрытия диалогового окна Create Entity нажать кнопку OK.

В диаграмме появляется сущность PRODUCT.

 

 

Рис. 2.4. Отображение сущности Product

Добавить связь

Связи - это значимые ассоциации между двумя сущностями, имеющие имя. В диаграмме сущность-связь связи представляют графическое обозначение обязательности (обязательная или необязательная связь) и кардинальное число (количество элементов на каждом конце связи).

Цель

Создать связь между сущностью PRICED PRODUCT и сущностью PRODUCT.

Инструкции

1. Щелкнуть кнопку инструментальной панели Many-to-One (Mandatory to Optional) Relationship.

2. Щелкнуть сущность PRICED PRODUCT.

От края сущности, которую вы щелкнули, начинается линия, которая продолжается в соответствии с движением курсора мыши.

3. Щелкнуть сущность PRODUCT.

Между сущностью PRICED PRODUCT и сущностью PRODUCT появляется линия; появляется диалоговое окно Create Relationship.

 

Рис. 2.5. Диалоговое окно Create Relationship

 

4. Ввести следующие детали в диалоговое окно Create Relationship:

From Name: FOR

To Name: OBTAINABLE AS

5. Для закрытия диалогового окна Create Relationship нажать кнопку OK. В диаграмме сущность - связь появляются имена на двух концах связи.

 

 

Рис. 2.6. Диаграмма сущность - связь

 

6. Для сохранения диаграммы сущность - связь выбрать  кнопку File Save Diagram инструментальной панели Designer/2000.

Создать атрибуты

Атрибут представляет любую деталь, которая служит для качественного определения, идентификации, классификации, количественного определения или выражения состояния сущности. Уникальный идентификатор - это комбинация атрибутов и/или связей, уникально идентифицирующая экземпляр сущности.

Цель

Добавить атрибуты для новой сущности PRODUCT.

Инструкции

1. Для вывода на экран диалогового окна Edit Entity дважды щелкнуть сущность PRODUCT.

Теперь можно ввести атрибуты сущности PRODUCT.

Если определенный атрибут требуется всегда, этот атрибут определяется как обязательный. Если атрибут имеет значение лишь в течение какого-то отрезка времени, этот атрибут определяется как необязательный. Свойство Optionality (Opt) атрибута специфицирует обязательность или необязательность атрибута.

 

 

Рис. 2.7. Свойства сущности PRODUCT

 

Тип данных, представляемых атрибутом, определяется свойством Format атрибута. Для некоторых форматов атрибутов требуется дальнейшее определение, включая  длину и количество десятичных разрядов (которые специфицируются свойствами  Max Len и Dec, соответственно).

Атрибуты могут ассоциироваться с доменом (общий набор свойств, применимых к  определенной группе атрибутов).

2. Ввести следующие детали в закладке Attributes:

Name

Seq

Domain

Opt

Format

Max Len

Dec

Primary

DISCOUNT DAY

-

DISCOUNT DAY

v

CHAR

1

-

-

PRODUCT DESCRIPTION

-

-

-

VARCHAR2

30

-

-

PRODUCT ID

-

-

-

INTEGER

6

-

v

PRODUCT TYPE

-

PRODUCT TYPE

-

VARCHAR2

10

-

-

 

 

3. Для индикации правильного ввода всех деталей атрибутов дважды щелкнуть мышью (это важно для остальной части учебной программы).

Для уникальной идентификации сущности можно использовать один или несколько атрибутов. Поскольку в столбце Primary вы поставили "галочку" напротив ID, этот  атрибут будет использоваться в качестве уникального идентификатора (UID). Это можно подтвердить в закладке UIDs. Закладку UIDs также можно использовать для  изменения состава UID или для создания альтернативных UIDs. В данной учебной программе эти изменения не производятся.

 

4. Для закрытия диалогового окна Edit Entity нажать кнопку OK.

В диаграмме отображаются атрибуты сущности PRODUCT.