3627 СРЕДСТВА СВЯЗИ С ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

1. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

1.1 Цель и задачи практики

 

Продолжительность преддипломной (производственной) практики составляет 6 недель.

Цель практики - завершение инженерной подготовки студентов, сокращение сроков формирования  молодого специалиста, расширение теоретического кругозора студентов и практическое закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, подготовка к самостоятельной инженерной деятельности. Практика предшествует дипломному проектированию и является частью учебного процесса.

Задачи практики:

1)       изучение функциональной структуры телекоммуникационного предприятия, должностных инструкций обслуживающего персонала;

2)       изучение организационной и функциональной структуры, состава и характеристик аппаратуры, по которой будет выполняться дипломный проект;

3)       изучение технических характеристик контрольно-измерительной аппаратуры и методов измерения основных параметров каналов и трактов передачи информации;

4)       изучение организации проектно-конструкторской работы, порядка разработки и утверждения проектной, технической и конструкторской документации на аппаратуру;

5)       выработка навыков творческого подхода к решению теоретических и практических задач, возникающих при проектировании, конструировании, изготовлении и испытаниях аппаратуры или ее составных частей;

6)       изучение организации исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и производственных подразделений предприятия и их взаимосвязи;

7)       изучение организации труда, системы планирования производственной деятельности, форм оплаты труда и мероприятий по  снижению себестоимости продукции, выпускаемой предприятием;

8)       изучение специфики данного предприятия с целью сокращения сроков адаптации молодого специалиста;

9)       обобщение, систематизация, закрепление и расширение знаний по специальным дисциплинам;

10)    знакомство с постановкой охраны труда и техники безопасности на предприятии;

11)    изучение вопросов экономики и работы службы охраны окружающей среды;

12)    воспитание чувства уважения к труду рабочих и НТР и ответственности за выполнение производственных планов и заданий;

13)     сбор и обработка материала для выполнения дипломного проекта, изучение новейших достижений по тематике дипломного проектирования;

14)    получение навыков технического руководства, планирования, организации и контроля работ, проводимых при разработке и производстве связной аппаратуры.

 

1.2. Организация и содержание преддипломной практики

 

Преддипломная практика проводится, как правило, по месту распределения студента.

Если предприятие не может обеспечить дипломника темой дипломного проекта или квалифицированным руководством по предлагаемой теме, оно уведомляет службу трудоустройства академии заблаговременно. В этом случае практика и дипломное проектирование проводятся на выпускающей кафедре или в других подразделениях академии с последующим направлением молодого специалиста на работу по месту распределения.

Если дипломник прибыл на предприятие для прохождения практики, но в силу изменившихся обстоятельств программа практики или условия дипломного проектирования выполнены быть не могут, он обязан немедленно возвратиться в академию с письмом соответствующего содержания от руководства предприятия на имя проректора по учебной работе. Письмо является  основанием для изменения приказа о направлении студента на преддипломную практику и дипломное проектирование.

Методическое руководство практикой, контроль над соответствием практики ее целям и задачам осуществляются руководителями практики от академии, назначаемыми приказом ректора из числа преподавателей выпускающей кафедры. Непосредственное руководство практикой осуществляется руководителями от предприятия, назначаемыми соответствующим приказом по предприятию из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих диплом о высшем образовании и большой опыт практической работы.

Для успешного хода дипломного проектирования целесообразно, чтобы руководитель практики и дипломного проектирования был одним и тем же лицом.

Кафедра имеет право отозвать студента с практики, если сочтет, что руководство предприятия не обеспечивает прохождение практики в соответствии с ее целями и задачами.

Если работа дипломника во время практики связана с выполнением производственного плана, он (дипломник) может быть оформлен на рабочее место и помимо стипендии получать зарплату. В этом случае он подчиняется распорядку предприятия.

Во время практики руководитель дипломного проектирования совместно с дипломником составляет план-график работы студента на весь период  практики и дипломного проектирования. Наличие и выполнение такого графика гарантирует четкую и систематическую работу дипломника над дипломным проектом и своевременное и качественное его завершение.

Работа студентов на предприятиях в период преддипломной практики должна содержать следующие главные элементы:

1) лекции ведущих специалистов завода о правилах оформления технической документации, ГОСТах и Нормалях отраслевых министерств и ведомств;

2) изучение назначения, тактико-технических требований, технических условий, принципа работы, конструкции радиоаппаратуры и аппаратуры связи, выпускаемой, разрабатываемой или обслуживаемой в подразделении предприятия;

3) участие в исследованиях, в проектно-конструкторских и технологических разработках, выполняемых на предприятии;

4) изучение методик настроечных и регулировочных работ;

5) подготовка и проведение экспериментальных работ по теме дипломного проекта;

6) работа по профориентации рабочей молодежи;

7) активное участие в жизни предприятия, цеха (отдела), в совместных культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

Содержание преддипломной практики определяется заданием  на дипломное проектирование. Сбор материалов для специальной части дипломного проекта проводится по следующему плану:

1) выяснение целей проектирования и технико-экономический анализ;

2) изучение технической литературы и патентный поиск;

3) анализ известных решений поставленной задачи;

4) расчет параметров и характеристик;

5) составление и расчет функциональной схемы, разработка и расчет принципиальной схемы;

6) выполнение экспериментальной части проекта или моделирования разработки.

 

Вопросы экономики, организации и управления производством должны включать:

1) анализ недостатков в организации и управлении объектом и оценку производственных потерь, возникающих из-за этих недостатков по объекту в целом и его части (ухудшение технико-экономических и социальных показателей объекта);

2) выявление основных источников экономической эффективности, в том числе экономии производственных ресурсов;

3) совершенствование организационной и функциональной структур системы управления, совершенствование методов управления;

4) улучшение качества продукции;

5) повышение производительности труда;

6) снижение численности управленческого и обслуживающего персонала;

7) возможность многовариантного планирования с выбором наилучшего варианта;

8) улучшение оперативно-диспетчерской службы, обеспечивающей реализацию оперативно-календарного планирования;

9) повышение оперативности контроля и управления.

Вопросы охраны труда, охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности включают:

  • изучение промышленного предприятия или отдельного технологического цикла, для которого в дипломном проекте предполагается  разработка РЭА. Меры безопасности при эксплуатации установок, комплексов, приборов, изделий применительно к теме дипломного проекта или рабочему месту;
  • изучение размещения оборудования и анализ с точки зрения безопасности эксплуатации;
  • изучение системы инструктажа по технике безопасности и контроля за охраной труда в условиях конкретного производства, наличия вредностей в конкретном технологическом процессе, их количественная оценка по СН-245-71 и анализ способов удаления вредностей из производственной зоны;
  • методы очистки производственных выбросов в атмосферу с целью защиты воздушного бассейна, метеоусловия труда исходя из тяжести работ и тепловыделений в помещениях;
  • характеристики шума и вибрации в производственном помещении (источники, изоляция,  нормативы), пожаробезопасность, взрывоопасность  конкретного производства, меры профилактики пожаров и взрывов;
  • организационная структура гражданской обороны объекта. Состав формирований, организация обучения рабочих и служащих по гражданской обороне.

По результатам выполнения индивидуального задания руководитель дает отзыв о практике, который должен отражать производственную и общественную деятельность студента, наличие у него практических навыков, умение работать с технической литературой, принимать самостоятельные решения. Отзыв заканчивается оценкой по четырех -балльной системе и подписью руководителя, заверенной печатью отдела кадров предприятия.

На основании представленного отзыва руководитель от академии проставляет оценку за практику в учебную ведомость и зачетную книжку.

Студент, получивший за практику неудовлетворительную оценку, к дипломному проектированию не допускается.

 

 

2.   ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

2.1.Цель дипломного проектирования

 

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в академии и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности;
  • применение полученных знаний к решению конкретных научно-технических и производственных задач;
  • подготовку студента к самостоятельной работе в условиях современного производства и повышение его компьютерной грамотности.

 

 

2.2. Руководство дипломным проектированием

 

Для непосредственного руководства работой дипломника в процессе дипломного проектирования приказом ректора академии по представлению выпускающей кафедры назначается руководитель проекта.

Если дипломное проектирование осуществляется на предприятии, руководителем проекта утверждается квалифицированный специалист предприятия, если дипломное проектирование проводится в академии, руководителем проекта назначается преподаватель или научный сотрудник кафедры.

В обязанности руководителя входит: проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности; определение темы дипломного проекта; составление задания на дипломный проект и графика работы студента в период дипломного проектирования; проведение консультаций при решении задач дипломного проектирования. Руководитель осуществляет контроль за выполнением графика работ и соответствием выполнения работ заданию на дипломное проектирование, пишет отзыв на дипломный проект. Руководитель несет ответственность за выполнение работ в установленные сроки.

В тех случаях, когда дипломное проектирование проводится на предприятии, каждому студенту наряду с руководителем на предприятии назначается консультант-преподаватель выпускающей кафедры. В обязанности консультанта входит общее методическое руководство преддипломной практикой и дипломным проектированием, проверка и корректировка заданий на соответствие нормам и требованиям выпускающей кафедры, контроль за выполнением календарного плана работы студента, отчет на заседании кафедры о ходе дипломного проектирования, проверка готового дипломного проекта, решение вопроса о допуске дипломника к защите в ГАК.

Дипломник обязан регулярно письменно или устно информировать консультанта от кафедры о ходе дипломного проектирования.

С согласия руководителя дипломнику может быть назначен консультант по конструкторско-технологической части проекта из числа конструкторов предприятия. Оплата этих консультаций проводится из суммы, предназначенной для оплаты руководства дипломным проектированием.

Экономическая часть дипломного проектирования и раздел по безопасности и экологичности проекта выполняются под руководством специалистов-консультантов в обязательном порядке. При этом дипломников, выполняющих проекты в академии или на предприятиях г. Рязани, консультируют преподаватели кафедры ЭОППП академии, а всех остальных - специалисты предприятий. Наличие руководителя и консультантов не освобождает дипломника от полной ответственности за правильность принятых в дипломном проекте обоснований, расчетов, решений, за полноту и достоверность как технического задания, так и полученных результатов.

 

 

2.3.  Тематика дипломного проектирования

 

Тема дипломного проекта должна вытекать из актуальных научных и практических задач, стоящих перед предприятием или организацией, где выполняется дипломный проект, отвечать современному уровню развития науки и техники, учитывать достижения и перспективы их развития, соответствовать специальности.

Темой дипломного проектирования по специальности 201200, как правило, является разработка оригинального радиотехнического устройства, входящего в систему измерения, управления, передачи и переработки информации в системах и сетях подвижной связи. Тематика дипломных проектов по этой специальности содержит разработку:

1)       устройств и блоков систем управления, передачи, приема и преобразования информации в системах и сетях подвижной связи;

2)       радиоэлектронных моделей систем связи, представляемых либо в виде макета, либо программно;

3)       персональной приемопередающей техники;

4)       цифровой техники и микропроцессоров в аппаратуре подвижной связи;

5)       контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры в технике подвижной связи;

6)       систем гарантированного, бесперебойного электропитания в технике подвижной связи;

7)       спутниковых сетей телевещания и передачи данных;

8)       спутниковых систем навигации;

9)       спасательных и аварийных систем спутниковой связи;

10)   спутниковых систем персональной связи;

11)   аппаратуры передачи дискретных сообщений и передачи данных;

12)   аппаратуры обработки, хранения и преобразования информации в технике связи;

13)   техники специальных видов подвижной связи;

14)   сетей подвижной связи (систем распределения информации, устройств управления, аппаратуры первичной и вторичной сетей и др.);

15)   устройств имитации и моделирования сигналов, помех и функциональных узлов в аппаратуре связи;

16)   устройств подвижной связи, разрабатываемых в виде макетов лабораторных работ.

В виде исключения допускаются дипломные работы, содержащие только результаты глубоких теоретических или экспериментальных исследований, вносящих вклад в науку, а также дипломные работы учебно-методического характера. К дипломным работам допускаются студенты, проявившие в процессе обучения в академии склонности к научно-исследовательской работе, занимавшиеся на «хорошо» и «отлично».

Формулировка темы дипломного проекта должна быть четкой, лаконичной и определять предмет проектирования с привязкой к системе. Например: «Сотовый телефон специального назначения».

2.4. Задание на дипломное проектирование

 

За месяц до начала дипломного проектирования студент представляет на кафедру задание (в двух экземплярах) на дипломное проектирование, составленное руководителем проекта при участии дипломника в соответствии с ГОСТ 2.103.68.

Замена дипломного проекта дипломной работой допускается только с разрешения проректора по учебной работе.

Задания по специальной тематике представляются для утверждения через соответствующие службы предприятия и академии.

Дипломный проект должен состоять из пояснительной записки с графическим материалом по тексту и обязательных чертежей, отражающих с достаточной полнотой сущность проекта.