3647 РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Лабораторная установка и измерительные приборы питаются от сети 220 В и представляют опасность в отношении поражения электрическим током, поэтому неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами, электрическими схемами и правилами безопасности работ могут повлечь за собой несчастный случай.

Для предупреждения несчастных случаев и пожаров необходимо изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики.

  1. Перед началом работ в лаборатории получите у руководителя инструктаж по технике безопасности, обращая при этом внимание на возможные опасности в порученной работе, меры их устранения, защитные средства, приборы включения и выключения и на правила и приемы оказания первой помощи.
  2. Прежде чем приступать к работе, внимательно ознакомьтесь с правилами безопасности работ с лабораторным оборудованием.
  3. Не нарушайте правила безопасности работ и внутреннего распорядка и останавливайте нарушающих эти правила.
  4. Не загромождайте свое рабочее место. Загроможденность и захламленность рабочего места могут явиться причиной несчастного случая.
  5. При работе в лаборатории выполняйте только ту работу, которая Вам поручена. Категорически воспрещается производить другую работу.
  6. Не заходите без разрешения в лабораторию, в которой работает не Ваша группа.
  7. Во время выполнения лабораторной работы не ходите без дела по лаборатории, так как этим Вы отвлекаете внимание товарищей и оставляете без внимания свое рабочее место, что может повлечь за собой несчастный случай.
  8. Неаккуратное обращение с огнем и курение в запрещенных местах могут явиться причиной пожара.
  9. Тщательно следите за исправностью изоляции проводов и оборудования. Прикосновение к корпусам электрооборудования и проводам  безопасно при их исправной изоляции.
  10. Строго запрещается:

а) включать силовые и осветительные рубильники без разрешения руководителя;

б) включать схему под напряжение без предварительной проверки и разрешения руководителя;

в) оставлять без наблюдения схему, находящуюся под напряжением.

11.  В случае аварии на рабочем месте, порчи приборов, перегорания предохранителей и т.п. Вы обязаны немедленно выключить напряжение, питающее данную схему, и сообщить о происшествии преподавателю или лаборанту.

  1. Бережно относитесь к приборам и лабораторному оборудованию.
  2. Не разрешается вешать сумки, пальто, головные уборы, одежду и прочие предметы  на лабораторное оборудование, а также находиться в лаборатории в верхней одежде.
  3. Если с Вашим товарищем произошел несчастный случай, немедленно окажите ему первую помощь и сообщите об этом преподавателю или лаборанту.
  4. По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место и заявите преподавателю или лаборанту об окончании работы. Только после разрешения Вы можете оставить лабораторию.

Виновные в нарушении настоящих правил привлекаются к ответственности в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего распорядка.

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Лабораторные работы по курсу «РТЦиС» выполняются на универсальной лабораторной установке фронтальным методом после изучения соответствующих разделов лекционного курса. Работы, каждая продолжительностью четыре академических часа, выполняются бригадным методом. Каждой бригаде выдается общее задание на предварительный расчет и эксперимент.

Лабораторная работа включает предварительную (домашнюю) подготовку и экспериментальную работу в лаборатории. Домашняя подготовка предусматривает изучение теоретического материала по теме работы, выполнение предварительных расчетов и графических построений. Занятие в лаборатории состоит из следующих этапов:

- проверка преподавателем подготовленности студента к выполнению лабораторной работы;

- выполнение эксперимента;

- обработка результатов эксперимента (построение графиков, вычисление заданных параметров, сравнение результатов расчета и эксперимента);

- проверка результатов эксперимента преподавателем;

- защита предыдущей работы.

Каждый студент оформляет персональный отчет по выполненной лабораторной работе. Отчеты по всем лабораторным работам помещаются в отдельной тетради, которая после окончания цикла лабораторных работ сдается на кафедру.

Отчеты о лабораторных работах должны быть оформлены в соответствии с требованиями ЕСКД, графическая часть отчета должна быть оформлена аккуратно, с указанием масштабов и сопровождаться соответствующими подписями.

Защита лабораторной работы проводится каждым студентом индивидуально по материалам отчета.  Подготовку к защите рекомендуется проверить ответами на контрольные вопросы, которые приведены в каждой работе.

 

 

Лабораторная работа № 1

 

ИЗУЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

И ОСНОВНЫХ РАДИОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

 

Цель работы

Ознакомление с лабораторной установкой, изучение радиоизмерительных приборов основных радиотехнических измерений.

 

Оборудование рабочего места

 

Лабораторная установка состоит из базового блока, сменного блока, который позволяет выполнить требуемую работу, и комплекта радиоизмерительных приборов: милливольтметра В3-38, генератора звуковых и ультразвуковых частот Г3-33, генератора высоких частот Г4-18А и осциллографа С1-68. Кроме того, часть измерительных устройств смонтирована внутри лабораторной установки.

 

Описание лабораторной установки

 

В базовом блоке (рис.1) размещены источники нерегулируемого стабилизированного напряжения 12,6 В и 6,3 В, микроамперметр и усилитель-формирователь импульсного напряжения. Микроамперметр используется в вольтметре постоянного напряжения. Причем пределы измерения постоянного напряжения указаны на передней панели базового блока либо приведены в описании соответствующей лабораторной работы. Микроамперметр используется также в качестве стрелочного индикатора в измерительных схемах сменных блоков.

С помощью усилителя-формирователя при подаче на вход (гнезда Г1, Г2) гармонических колебаний можно получить последовательности прямоугольных видеоимпульсов  со скважностью около двух и фронтами не меньше 0,1 мкс.  Гнезда для подключения измерительных генераторов располагаются на левой боковой панели базового блока – гнезда Г1 и Г2. Гнезда, подключаемые к различным узлам исследуемых схем и к которым подключаются регистрирующие измерительные приборы (вольтметры, осциллограф), располагаются на правой боковой панели базового блока – гнезда Г3, Г4, Г5. Гнезда, расположенные на боковых панелях базового блока, на рис.1 не показаны.

Лабораторная установка рассчитана на подключение к электрической сети с напряжением 220 В с помощью тумблера на передней панели базового блока, при этом загорается индикаторная лампочка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Общий вид базового блока лабораторной установки

 

На верхней панели каждого сменного блока изображается упрощенная принципиальная или структурная схема  исследуемого устройства и располагаются различные ручки регуляторов, переключатели и тумблеры.

Краткие сведения об измерительных приборах

 

В лаборатории РТЦиС используются электронные вольтметры – милливольтметры В3-38, измерительные генераторы звуковых и ультразвуковых частот Г3-33 и высоких частот Г4-18А, электронные осциллографы С1-65.

На рис. 2 показана типичная структурная схема электронного вольтметра переменного тока. В детекторе осуществляется преобразование переменного входного напряжения с амплитудой Um в  постоянное напряжение U0=Um, которое обычно увеличивается усилителем постоянного тока (УПТ), а затем подается на стрелочный индикатор. Преобразование переменного напряжения в постоянное обеспечивает независимость показаний стрелочного индикатора от частоты, поэтому диапазон частот электронных вольтметров очень широк – от единиц Гц до сотен МГц. В схему милливольтметра перед детектором  для повышения чувствительности вводят  дополнительный  усилитель переменного напряжения, который, однако, сужает частотный диапазон и вносит добавочную погрешность в измерение напряжений.

 



 
Работа с программой основные. В номинации Пасхальная композиция. корпуса будут