3657 ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

Требования

Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

По   разделу    «Специальные    дисциплины.   Гендерология           и феминология»[1]

 

Обязательный минимум содержания

 

Понятие гендерологии, ее объект, предмет, основные методы анализа.

Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристики их социализации: общее и особенное.

Проблемы культуры пола, стереотипы мускулинности и феминности в обществе.

Гендерные аспекты социальной работы.

Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе.

Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории России и за рубежом.

 

Требования к знаниям и умениям

 

Дипломированный специалист должен в области гендерологии и феминологии:

-          иметь представление о специфике гендерологии и феминологии, их месте среди других специальных дисциплин; о связи гендерологии и феминологии с общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными дисциплинами;

-          иметь представление о различии биологического пола и гендера, социльного пола;

-          знать медико-биологические, психологические, социокультурные характеристики мужчины и женщины;

 

 

-          понимать, что мужчина и женщина являются субъектами общества;

-          понимать изменяющуюся культуру пола и значение существующих стереотипов маскулинности и феминности в обществе;

-          понимать гендерные аспекты в социальной работе;

-          знать женский вопрос и его эволюцию;

-          иметь представление о женском движении;

-          ориентироваться в проблемах социального статуса женщины;

-          познакомиться с опытом социальной защиты женщин за рубежом через публикации и сравнить с опытом социальной защиты женщин в нашей стране;

-          познакомиться с международной правовой базой по защите прав женщин;

-          ориентироваться в нормативно-правовой базе социальной защиты женщин в России и Рязанском регионе;

-          приобрести умение использовать теоретические знания по гендерологии и феминологии в решении задач, поставленных в письменных работах и рефератах;

-          приобрести умение в написании рефератов по вопросам гендерологии и феминологии, в выступлении с ними перед группой.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ         ПЛАН          КУРСА      «ГЕНДЕРОЛОГИЯ       И ФЕМИНОЛОГИЯ».

№ п/п

Тема

Всего часов

ЛК

СЗ

СР

1

2

3

4

5

6

1

Введение в предмет

4

2

2

-

2

Мужчина и женщина как субъекты общества

20

6

6

8

3

Медико-биологическая, психологическая, социокультурная характеристики мужчины и женщины, их социализация: общее и особенное

15

4

4

7

4

Проблемы культуры пола. Стереотипы маскулинности и феминности в обществе

15

4

4

7

5

Гендерные аспекты социальной работы. Правовая регламентация социальной защиты женщин: международная, государственная, региональная

8

2

2

4

1

2

3

4

5

6

6

Феминология. Женский вопрос и его эволюция

16

4

4

8

7

Проблемы женского движения в прошлом и настоящем

16

4

4

8

8

Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе

16

4

4

8

9

Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории России и за рубежом

12

4

4

4

10

Итого

122

34

34

54

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ»

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

 

Требования к изучению темы: понимать предмет гендерологии и феминологии и его роль в подготовке специалистов социальной работы; понимать методы исследования.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Актуальность гендерологии и феминологии как науки и учебной дисциплины.
  2. Понятия: пол, гендер, гендерология, объект и предмет изучения.
  3. Методы исследования гендерологии и феминологии.

 

Библиографический список

 

  1. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе// Общественные науки и современность. № 4. М., 2000.
  2. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. М.; МГУ, 2000.
  3. Моор С. Гендерные исследования в современном обществе/ Безопасность Евразии. 2001, № 1.
  4. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы// Общественные науки и современность. М. 1999, № 6.
  5. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория/ Общественные науки и современность. М. 2000, № 4.
  6. Ритцер Джордж. Современные социологические теории. СПб: Питер, 2002.
  7. Феминология. Семьеведение: Учеб.пособие. М., 1997.

 

Тема 2. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА КАК СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВА.

 

Требования к изучению темы: понимать, что такое субъект общества, особенности субъектов общества мужчины и женщины применительно к различным сферам жизни общества.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Мужчина и женщина как субъекты материально-производственной сферы жизни общества.
  2. Мужчина и женщина как субъекты социальной сферы жизни общества.
  3. Мужчина и женщина как субъекты политико-управленческих отношений.
  4. Мужчина и женщина как субъекты духовной сферы жизни общества.

 

Библиографический список

 

  1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.
  2. Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.
  3. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб, 1992.
  4. Гиддекс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма// Социол. исслед. № 7, 1992.
  5. Женщина в науке: Сб., М., 1989.
  6. Концепции женской занятости. М., 1994.
  7. Комаров Е.И. Женщина – руководитель. М., 1989.
  8. Общество и гендер: Материалы Летней школы в г.Рязани 1 – 2 июля 2003г. Рязань, 2003.
  9. Социальная работа: теория и практика/ Отв. Ред. Е.И. Холостова. М., 2002.

10.  Феминология. Семьеведение: Учеб.пособие. М., 1997.

11.  Энгельс Ф. Положение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

Тема 3. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

Требования к изучению темы: знать и понимать характеристики мужчин и женщин: медико-биологические, психологические, социокультурные; роль социализации в приобретении тех или иных особенностей.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Медико-биологическая характеристика мужчины и женщины.
  2. Психологическая характеристика мужчины и женщины.
  3. Социокультурная характеристика мужчины и женщины.
  4. Сравнительная характеристика мужчины и женщины и роль социализации в их различии.

 

Библиографический список

 

  1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.
  2. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1995.
  3. Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология: Учебник. М., 2003.
  5. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб, 1992.
  6. Гордеева С.В. В помощь сильному полу// Социальная защита. № 1, 2004.
  7. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология. М., 2001.
  8. Миллет К. Теория сексуальной политики// Вопросы философии. № 9, 1998.
  9. Берн Шон. Гендерная психология. СПб, 2001.

10.  Общество и гендер. Материалы Летней школы в г.Рязани 1 – 2 июля 2003г. Рязань, 2003.

11.  Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: вводный курс. М., 1998.

12.  Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

13.  Современная женщина: энциклопедический справочник. М., 1999.

14.  Феминология. Семьеведение: Учеб.пособие. М., 1997.

 

 

 

 

Тема 4. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ПОЛА. СТЕРЕОТИПЫ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

 

Требования к изучению темы: знать и понимать категорию «культура пола», ориентироваться в стереотипах маскулинности и феминности, понимать их формирование.

 

Вопросы для обсуждения

 

  1. Понятие культуры пола. Причины и условия формирования гендерных стереотипов в обществе.
  2. Основные стереотипы маскулинности.
  3. Основные стереотипы феминности.
  4. Пути и средства преодоления стереотипов маскулинности и феминности, мешающих развитию личности и обществу.

 

Библиографический список