3679 КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Цель изучения курса -  познакомить специалиста с основными причинами возникновения конфликтов в социальной сфере и способами их разрешения.

Задача изучения курса заключается в приобретении теоретических знаний по способам разрешения конфликтов в практике социальной работы.

 

 

Тематический план курса «Конфликтология в социальной работе»

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

Всего

Лк

Сз

Ср

1

Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в СР

16

4

4

8

2

Сферы конфликтного взаимодействия

16

4

4

8

3

Конфликты, компромиссы и консенсусы в СР

16

4

4

8

4

Этапы развития конфликта: деструктивный и конструктивный. Пути развития конфликтов

9

2

2

5

5

Модели управления развитием конфликтов в СР

16

4

4

8

6

Методика исследования и разрешения конфликтов в процессе СР

16

4

4

8

7

Основы профессиональной конфликтологии

32

10

10

12

8

Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в СР

14

2

2

10

 

Итого

 

135

34

34

67

 

 

 

Тема 1. Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в СР (4 часа)

 

Занятие 1

  1. Конфликтология как отрасль психологической науки.
  2. Понятие и структура конфликта.
  3. Анализ конфликтов. Типология конфликтов.
  4. Внутриличностные и межличностные конфликты.

 

Занятие 2

  1. Современные подходы к изучению и описанию конфликтов.
  2. Конфликт как социально-психологическое явление и способ социального взаимодействия.

2

 

  1. Источники и функции конфликтов в социальной сфере.
  2. Исследование конфликтов в различных областях научного знания. Методологические проблемы конфликтов.

 

Тема 2. Сферы конфликтного взаимодействия (4 часа)

Занятие 1

  1. Типология сфер конфликтного взаимодействия. Конфликт: индивид и общество.
  2. Социальные конфликты.
  3. Экономические конфликты.
  4. Политические конфликты.

 

Занятие 2

  1. Межэтнические конфликты.
  2. Организационные и трудовые конфликты.
  3. Семейные конфликты
  4. Мотивационные конфликты.

 

Тема 3. Конфликты, компромиссы и консенсусы в СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Стили поведения в конфликте.
  2. Компромиссы и консенсусы в конфликте.
  3. Конфликт и депрессия. Конфликт и стресс. Конфликт и суицид.
  4. Конфликты в переговорах.

Занятие 2

  1. Технология ведения и стили общения в переговорном процессе.
  2. Специфические особенности ведения переговоров с конфликтным оппонентом.
  3. Психологические механизмы переговоров.
  4. Регуляция психологической атмосферы на переговорах.

 

Тема 4. Этапы развития конфликта: деструктивный и конструктивный. Пути развития конфликтов (2 часа)

 

  1. Причина, структура и динамика развития конфликта.
  2. Этапы развития конфликта.
  3. Деструктивный путь развития конфликтов.
  4. Конструктивный путь развития конфликтов.

 

Тема 5. Модели управления развития конфликтов в СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Использование координирующих механизмов в управлении развитием конфликтов в социальной работе.

 

3

 

  1. Установление единых целей и формирование общих ценностей как способы управления развитием конфликтов в социальной работе.
  2. Уступчивость, сотрудничество, убеждения, использование власти, методов стимулирования как способов управления развитием конфликтов в социальной работе.
  3. Межличностные методы управления конфликтами.

 

Занятие 2

  1. Управление развитием конфликтов в социальной работе через преодоление и регулирование барьеров противоборствующих желаний.
  2. Барьеры коммуникативного взаимодействия. Барьер характера и темперамента.
  3. Барьер отрицательных эмоций.
  4. Барьер техники и навыков общения.
  5. Барьер социального взаимодействия. Барьер социального восприятия.

 

Тема 6. Методика исследования и разрешения конфликтов в процессе СР (4 часа)

Занятие 1

  1. Исследование и диагностика конфликтов. Принципы исследования конфликтов.
  2. Понятийная схема описания конфликта.
  3. Экспериментальное изучение конфликтных установок.
  4. Стратегия и методы разрешения конфликтов.

 

Занятие 2

  1. Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций. Этика посредничества.
  2. Общение как коммуникативный процесс. Управление коммуникацией в конфликте.
  3. Социальная работа с клиентом и конфликтные ситуации.
  4. Методика разрешения конфликтов в социальной работе с клиентом. Работа с «трудными» людьми.

 

Тема 7. Основы профессиональной конфликтологии (10 часов)

 

Занятие 1

  1. Функциональное значение деловых конфликтов.
  2. Причины и типы деловых конфликтов.
  3. Коммуникативные тактики в конфликтных ситуациях.

 

Занятие 2

  1. Модель делового конфликта.
  2. Последствия деловых конфликтов.

4

 

  1. Улаживание конфликта с помощью административных способов воздействия.

Занятие 3

  1. Психологические способы регуляции деловых конфликтов.
  2. Переговоры в конфликтной ситуации.
  3. Конфликтный человек в работающей команде.

 

Занятие 4

  1. Коммуникативная рефлексия как способ регулирования деловых конфликтов.
  2. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.
  3. Манипулирование в деловом общении.

 

Тема 8. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в СР (2 часа)

 

  1. Профилактика конфликта – одно из направлений профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
  2. Механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации.
  3. Способы конструктивного завершения конфликтов.
  4. Регулирование и управление развитием конфликтов в социальной работе.

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА

 

Основные признаки конфликта

Выделяют следующие основные признаки конфликта:

-          наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтная;

-          неделимость объекта конфликта, т.е. его предмет не мо­жет быть поделен справедливо между участниками конфликт­ного взаимодействия;

-       желание участников продолжить конфликт.

В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с самыми различными сторонами деятельности челове­ка, количество и разнообразие конфликтов достаточно велико. Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии конфлик­тов и иметь возможность выбрать адекватный метод реагирова­ния, диагностики и управления, проводят их классификацию.

По способу разрешения конфликты делятся на:

-          антагонистические — представляют собой способы разре­шения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон

5

или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и    выигрывает (война до по­беды, полное поражение противника в споре);

-  компромиссные — допускают несколько вариантов  разрешения за        счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий, взаимодействия.

В зависимости от природы возникновения выделяют конф­ликты:

- социальные — высшая стадия развития противоречия в системе   отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и ин­тересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Сре­ди них выделяются такие конфликты, как межнациональные, национальные, этнические. Подобные конфликты предполага­ют наличие  значительного промежутка времени между объек­тивными при-чинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий;

-   организационные — их особенность в том, что они яв­ляются следствием организационного регламентирования де­ятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.;

- эмоциональные или личностные — характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты обычно вызываются чувствами зависти, враждебности, антипа­тии и являются реакцией индивида на ущемление его интересов.

С                                  С учетом направленности воздействия конфликты могут быть:

- вертикальные — которые предполагают распределение вла­сти по вертикали сверху вниз, что и определяет стартовые усло­вия у участников конфликта: начальник—подчиненный, выше­стоящая организация—предприятие, малое предприятие—учре­дитель;

-  горизонтальные — предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между со­бой, поставщики—потребители.

По степени выраженности различают конфликты:

- открытые — характеризуются явно выраженным столкно­вением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаи­модействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными, правовы­ми, социальными, этическими;

-  скрытые — отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используют­ся косвенные способы воздействия. Это происходит при усло­вии, что один из участников конфликтного взаимодействия опа­сается другого, либо у него нет достаточной

6

власти и сил для открытой борьбы.

В зависимости от количества участников конфликты бывают:

- внутриличностные — представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направ­ленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты типа «из двух зол выбираем меньшее»;

межгрупповые и межличностные — это столкновение ин­дивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно. Жест­кой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вер­тикальные межличностные; горизонтальные, открытые, меж­групповые и т. д.



 
можем ли мы получить социальную ипотеку