3279 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В СИСТЕМЕ AUTOCAD

Введение

В настоящее время для уменьшения времени создания конструкторской документации на изделия используются различные системы автоматизированного проектирования (САПР) на базе персональных ЭВМ. Наиболее широкой известностью пользуется пакет AutoCad. Эта система позволяет создавать двух- и трехмерные изображения, хранить и редактировать их, а также распечатывать копии изображений в виде готовых чертежей.

В данном методическом пособии описана методика выполнения чертежей с использованием системы AutoCad. Описаны основные команды для русифицированной и англоязычной версий AutoCad.

Методические указания предназначены для студентов первого курса всех специальностей дневной формы обучения.

 

Практическая работа № 1
Формирование простых геометрических элементов
(окружность, многоугольник, дуга)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться запускать программу AutoCad и выходить из нее. Изучить подменю Draw (Рисуй) и Edit (Редактирование) и основные принципы построения чертежей в системе AutoCad. Научиться строить дугу, окружность, отрезок, многоугольник и выполнять удаления, клонирование и поворот объектов.

Теоретическая часть

Вход в систему AutoCad и вид рабочего окна

Для загрузки САПР AutoCad необходимо после включения компьютера и загрузки операционной системы найти директорию, в которой располагается Автокада (обычно она носит название ACAD), войти в нее, выделить курсором файл acad.bat или набрать в командной строке acad и нажать клавишу Inter. После выполнения этих действий на экране появится основное меню AutoCad, которое представлено на рис. 1.1.

Для продолжения работы необходимо указать номер выбранного пункта и нажать клавишу Inter. Например: для создания нового документа необходимо нажать клавишу "1", а для редактирования существующего чертежа – "2". При выборе пунктов 1–4 необходимо указать имя файла с расширением dwg, в котором располагается чертеж.

А В Т О К А Д

Copyright (C) 1982,83,84,85,86,87,88 Autodesk, Inc.

Версия 10 (3/28/89) IBM PC

ADE 3

Серийный номер:  30–000001

Текущий рисунок:  Valik

Главное Меню

0.   Выйти из Автокада

1.   Начать НОВЫЙ рисунок

2.   Отредактировать СУЩЕСТВУЮЩИЙ рисунок

3.   Вычертить рисунок на плоттере

4.   Распечатать рисунок на принтере

5.   Настроить Автокад

6.   Работа с файлами

7.   Компиляция файла форм или шрифтов

8.   Обновление рисунка, созданного старой версией Автокада

Ваш выбор:_

Рис. 1.1

 

 

Рис. 1.2

 

После входа в систему AutoCad рабочий экран выглядит так, как представлено на рис. 1.2.

Работа в системе AutoCad осуществляется с помощью команд. Их можно выбирать с помощью мыши из меню или набирать в командной строке с помощью клавиатуры.

После создания или редактирования графического документа можно выйти из AutoCad, выбрав (набрав в командной строке) одну из следующих команд:

1)  ПОКИНЬ (QUIT) – выход из редактора без запоминания чертежа;

2)  КОНЕЦ (END) – выход из редактора с запоминанием чертежа;

3)  СОХРАНИ (SAVE) – осуществляет запоминание чертежа, но не осуществляет выхода из графического редактора;

4)  "0" – выход из AUTOCAD.

Экранное меню и команды системы AutoCad

В правой части экрана (см. рис. 1.2) располагается экранное меню AutoCad, или текущее меню выбранной команды, или отдельно выбранная команда с ее опциями. Назначение команд в области экранного меню для англоязычной и русифицированной версий представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Нерусифицированная версия

Русифицированная версия

Примечания

AUTOCAD

Автокад

Первая страница AutoCad

* * * * *

* * * * *

Режим привязки

Blocks

Блоки

Создание библиотеки элементов

Display

Дисплей

Команды отображения чертежа

Settings

Настрой

Настройка AutoCad

Dim

Размер

Нанесение размеров

Edit

Редактор

Редактирование

Draw

Рисуй

Рисование

Layer

Слой

Работа со слоями

Inquiry

Справки

Справки о примитивах

Utilits

Утилиты

Запись чертежей в разных форматах

Plot

Чертежи

Получение твердой копии

Save

Сохрани

Запомнить чертежи

Рассмотрим назначение и состав каждой команды из экранного меню.

Подменю Draw (Рисуй)

Подменю Draw (Рисуй) в системе AutoCad предназначено для изображения примитивов в рабочем поле чертежа. Состав этого меню приведен в табл. 1.2.

Из этого подменю рассмотрим следующие команды.

Дуга (ARC) – эта команда предназначена для построения дуги на экране. Насчитывается более двенадцати способов построения дуги в Автокаде. Способ построения выбирается по буквенному коду. Например: S, E, R (Н, К, Р) – начальная, конечная точка и радиус дуги. Буквенные коды для английской и русской версий приведены в табл. 1.3.

Таблица 1.2

Нерусифицированная версия

Русифицированная версия

Примечания

ARC

Дуга

Рисует дугу по трем точкам: начальной, конечной, радиусу и пр.

CIRCLE

Окружность

Рисует окружность по центру и радиусу, двум и трем точкам и пр.

DONUT

Кольцо

Рисует закрашенное или не закрашенное кольцо

TEXT

Текст

Вводит текст с клавиатуры

ELLIPSE

Эллипс

Рисует эллипс

HATCH

Штриховка

Штрихует объект

LINE

Отрезок

Рисует линию

PLINE

Линия

Рисует сегмент–прямую, дугу

POINT

Точка

Выводит в заданную точку изображение маркера

POLYGON

Многоугольник

Рисует многоугольник

SOLID

Фигура

Вычерчивает закрашенный многоугольник

TRACE

Полоса

Рисует полосу заданной толщины

После выбора метода построения дуги необходимо отвечать на подсказки в нижней части экрана, задавая буквенный код элемента или положение, размер числами. Ниже приведен пример последовательности действий для построения дуги по ее центру, начальной точке и углу (C, S, A (Ц, Н, У)) для русифицированной и англоязычной версий.

Command: ARC

Команда: Дуга

Center/<startpoint>:C

Центр/<начальная точка>:Ц

Center:50,50

Центр: 50,50

Startpoint:100,100

Начальная точка: 100,100

Angle/leght of chord<end point>:A

Угол/хорда/<конечная точка>:У

Included angle: –30

Центральный угол:–30

Окружность (CIRCLE) – эта команда предназначена для построения окружности на экране. Окружность в  Автокаде можно построить 5 способами: 1. CEN, RAD (ЦЕН, РАД) – по центру и радиусу (или точке, принадлежащей окружности); 2. CEN, DIA (ЦЕН, ДИА) – по центру и диаметру; 3. 2POINT (2ТОЧКИ) – по двум точкам, определяющим ее диаметр; 4. 3POINT (3ТОЧКИ) – по трем точкам, определяющим ход кривой; 5. TTR (КаcКасР) – по касательным к двум прямым с заданным радиусом.

Таблица 1.3

S – starting point

Н – начальная точка

E – end point

К – конечная точка

С – Center

Ц – центр радиуса

R – radius

Р – радиус

A – angle

У – центральный угол

L – chord length

Х – длина хорды

D – starting
direction

На – начальное направление

Для выбора способа построения необходимо набрать в командной строке буквенный код и последовательно указывать остальные команды. Ниже приведен пример построения окружности с центром в точке 50,50 и диаметром 10.

Command: CIRCLE

Команда: Окружность

3p/2p/ttr/<center>:50,50

3т/2т/ккр/<центр>:50,50

diameter/<RADIUS>:D

диаметр/<радиус>:Д

diameter:10

диаметр:10

Отрезок (LINE) – эта команда предназначена для вычерчивания линии на экране. После выбора этой команды Автокад запросит положение начальной точки отрезка, а после ее указания будет последовательно запрашивать следующие точки, тем самым позволяя строить ломаную непрерывную линию. Для построения двух отдельных отрезков нужно завершить команду построения линии, нажав клавишу “ПРОБЕЛ” или “ENTER”, а затем снова вызвать команду LINE (Отрезок). Для построения замкнутой фигуры можно использовать команду CLOSE (Замкни) после ввода последней точки фигуры. В этом случае Автокад автоматически соединит последнюю введенную точку с первой.

Command: LINE

Команда: Отрезок

From point: 10,10

От строчки: 10,10

To point: 50,10

К строчке: 50,10

To point: 35,50

К строчке: 35,50

To point: close

К точке: замкни

To point: Enter

К точке: ENTER

Ниже приведен пример построения равнобедренного треугольника с помощью команды LINE (Отрезок).

Для упрощения построения отрезков можно задавать координаты с помощью курсора мышки на рабочем поле чертежа, следя за координатами  в верхней части экрана.

Многоугольник (POLYGON) – команда предназначена для построения многоугольника по центру и радиусу описанной (вписанной) окружности.

После выбора этой команды необходимо указать количество сторон многоугольника, положение его центра, радиус описанной или вписанной окружности. Пример построения шестиугольника с радиусом описанной окружности приведен ниже:

Command: POLYGON

Команда: Многоугольник

Number of sides:6

Число сторон:6

Engle/<center of polygon>:100

Ребро/<центр многоугольник>:100,.00

Inscribed in circle/circumscribed about circle (I/O): O

Вписанный в окружность/описанный (В/О): О

Radius of circle:40

Радиус окружности:40

Подменю Edit (Редактирование)

Таблица 1.4

Нерусифицированная версия

Русифицированная версия

Примечания

ARRAY

Массив

Получение копий в прямоугольной или круговой структуре

BREAK

Разорви

Стирает части отрезка, строки, дуги, окружности

CHANGE

Измени

Изменяет объекты и их свойства

COPY

Копируй

Копирует объекты

DIVIDE

Подели

Делит примитив на равное количество частей

ERASE

Сотри

Удаляет из чертежа объекты

EXTEND

Удлини

Удлиняет отрезки, дуги, полилинии до пересечения

FILLET

Сопряги

Построение спряжений

MOVE

Перенеси

Осуществляет плоскопараллельный перенос объектов

PEDIT

Полред

Редактирование полилиний

ROTATE

Поверни

Осуществляет поворот объектов

SCALE

Масштаб

Изменяет масштаб отображения чертежа

UNDO

Отмени

Отменяет последнее действие

OFFSET

Подобие

Стирает подобные фигуры

При работе с графическим документом часто возникает необходимость редактирования, то есть внесение изменений в существующий документ. Для этой цели в Автокаде используется подменю Edit (Редактирование). Состав этого подменю приведено в табл. 1.4.

Рассмотрим наиболее часто использующиеся команды из подменю Edit (Редактирование).

ARRAY (Массив) – позволяет клонировать выбранный объект на поле чертежа. Эта команда удобна при создании одинаковых объектов, равноудаленных друг от друга на плоскости или по дуге. В системе Автокад различают два типа массива: прямоугольный и круговой. При создании прямоугольного массива необходимо указать количество строк и столбцов в массиве, то есть число элементов по горизонтали и вертикали, и расстояния между столбцами и строками, затем область размещения от выбранного объекта. Эта область задается с помощью указания буквенного кода, который приведен в табл. 1.5.

Ниже приведен пример создания прямоугольного массива выделенного объекта, содержащего девять элементов по три в каждой из трех строк, расстояние между строками равно 50, а между столбцами – 60:

Command: ARRAY

Команда: Массив

Select object:

Выберите объекты:

1 select, 1found

1 выбран, 1 найден

Rectangular of polar array (R/P): R

Прямоугольный или круглый массив (П/К): П

Number of rooms (– – –) <1>: 3

Число строк (– – –) <1>: 3

Number of columns (| | |) <1>: 3

Число столбцов(| | |) <1>: 3

Unit all distance between rooms (– – –):50

Расстояние между строками (– – –):50

Distance between columns (| | |): 60

Расстояние между столбцами (| | |): 60

Расстояние между строками и столбцами можно указать не только с клавиатуры в командной строке, но и с помощью указателя мышки на рабочем поле чертежа.

Таблица 1.5

Буквенный код

Размещение от выбранного объекта

Столбцов вправо

–Х

Столбцов влево

+Y

Строк сверху

–Y

Строк снизу

Для задания кругового массива необходимо указать точку, вокруг которой будут размещаться элементы массива, затем количество элементов массива, угол заполнения и угол между элементами массива. Ниже приведен пример создания кругового массива, содержащего 5 элементов выделенного объекта с углом между ними 45°:

Command:ARRAY

Команда: Массив

Select object:

Выберите объекты:

1 select, 1found

1 выбран, 1 найден

Rectangular of polar array (R/P): P

Прямоугольный или круглый массив (П/К): К

Central point of array:

Центр массива:

Number of items: 5

Число элементов:

Angel to fill (+=cww, – =cw): 45

Угол заполнения (+=прс, – = пс): 45

Rotate objects as they are copied?

Поворачивать объекты при копировании?

Сотри (ERASE) – эта команда предназначена для удаления объектов в рабочем поле чертежа. Для удаления одного объекта необходимо выбрать опцию Выберите объект (Select object) и щелкнуть мышью по удаляемому элементу. Для удаления сразу нескольких объектов необходимо выбрать опцию Окно (Windows) или Пересечение (Grossing), при этом Автокад запросит координаты правого верхнего и левого нижнего углов рамки.

Поверни (Rotate) – эта команда предназначена для поворота любого объекта или группы объектов. После выбора команды необходимо выбрать объект и указать угол поворота. При указании отрицательного угла происходит поворот по часовой стрелке, а при положительном – против часовой стрелки. Ниже приведен пример поворота выбранного объекта на угол 60° против часовой стрелки относительно указанной точки:

Command: ROTATE

Команда: Поверни

Select object:

Выберите объекты:

1 select, 1found

1 выбран, 1 найден

Base Point:

Базовая точка:

<Rotation angle> Reference: 60

<угол поворота> ссылка: 60

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Войдите в графический редактор Автокад.

Для создания нового документа необходимо выбрать второй пункт в главном меню Автокада (см. рис. 1.1). После выбора этого меню Автокад запросит ввести имя рисунка. В ответ необходимо ввести латинскими буквами имя файла "NN_Name", где NN – номер группы, а Name – сокращение от имени. После ввода имени файла необходимо нажать клавишу Inter. После выполнения этих действий Автокад загрузит стандартный прототип чертежа acad.dwg и перейдет в режим создания чертежа.

2. Изучите команды меню Draw (Рисуй) и Edit (Редактор).

3. Выполните графические задания, приведенные в конце практической работы.

4. Выведите чертежи на принтер.

Для вывода полученного на экране необходимо выйти из режима создания документа в главное меню Автокада. Для этого необходимо выбрать пункт меню Save (Сохрани), а затем выбрать команду Quit (Покинь). В главном меню Автокада на запрос "Ваш выбор:_" необходимо нажать 4.

После выбора этого пункта система Автокад запросит ввести буквенный код области, выводимой на печать:

What to plot – Display, Extents, Limits, View or Window <D>:

Что чертить – Экран, Границы, Лимиты,
Вид или Рамку <Э>:

После выбора области печати на экране будут отражены значения основных текущих параметров:

Plot will Not be written to a selected file

Sizes are in Millimeters

Plot origin is at (0.00,0.00)

Plotting area is 345.23 wide by 279.40 high (MAX size)

Plot is NOT rotated 90 degrees

Hidden lines will NOT be removed

Plot will be scaled to fit available area

Чертеж не будет записан в отдельный файл

 

Размеры в мм

Точка начала отсчета на чертеже (0.00,0.00)

Область черчения. Ширина – 345.23; Высота –279.40 (размер МАКС)

Чертеж НЕ поворачивается на 90 градусов

Скрытые линии будут удалены

Масштаб чертежа НЕ будет изменен в соответствии с областью черчения

Если значения текущих параметров не устраивают, их можно изменить, введя с клавиатуры на запрос "Хотите что-либо изменить? <Н> (Do you want to change anything? <N>)" букву Д (Y). Если все параметры устраивают, для начала вывода на печать документа необходимо нажать клавишу ENTER.

ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Нарисуйте командами: CIRCLE, LINE, POLYGON многоугольники, окружность, треугольник (рис.1.3).

2. Нарисуйте командами: а) LINE и CIRCLE б) ARRAY и CIRCLE в) отредактируйте рисунок ERASE. Удалите четыре кружочка. (рис.1.4).

 

Рис. 1.3                                            Рис. 1.4

3. Нарисуйте командами LINE квадрат, прямоугольник и поверните на угол 45°, 60°. (рис.1.5).

 

Рис. 1.5                                            Рис. 1.6

 

4. Нарисуйте командой POLYGON 5–угольник, 8–угольник, 12–угольник.

5. Нарисуйте рисунок, представленный на рис. 1.6, командами LINE, ARC, CIRCLE.

 

Рис. 1.7                                                  Рис. 1.8

 

6. Нарисуйте изображение, представленное на рис. 1.7 командами: а) CIRCLE, ARRAY; б) ARC, CIRCLE.

7. Нарисуйте 6–угольник командой POLYGON и поверните на угол 30° и –30° (рис.1.8).

8. Нарисуйте изображение, представленное на рис. 1.9 командами: а) ARRAY, CIRCLE; б) LINE, CIRCLE. Удалите во второй строке два кружочка, затем восстановите.

9. Нарисуйте командами LINE, CIRCLE отрезки и постройте окружность касательную:

а) к трем отрезкам (окружность 1 рис. 1.10);

б) двум отрезкам и окружности (окружность 2 рис. 1.10);

в) трем окружностям (окружность 3 рис. 1.10).

 

Рис. 1.9                                                    Рис. 1.10

При этом используется опция 3Р(3Т), на запрос 1–я, 2–я и 3–я точки указывается маркером точка касания окружности и заданного геометрического объекта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Назовите команды главного меню AutoCad.

Назовите основные команды подменю DRAW (Рисуй).

Назовите команды для построения дуги окружности и окружности. Способы построения окружности.

Назовите команду построения отрезка и многоугольника. Способы построения многоугольника.

Назовите основные команды подменю EDIT (Редакт).

Назовите способы выбора объектов.

Назовите команду размножения примитивов. Способы размножения примитивов.

Назовите назначение команд ERASE, UNDO, ROTATE.

Как войти и выйти из графического редактора Автокад?

Как вывести на принтер чертеж, созданный в системе Автокад?



 
для начала каждого элемента списка. аналог Элемент резистора