3293 ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

I. ГРАФИКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Графиками называют условные изображения числовых величин и их соотношений с помощью различных геометрических фигур (совокупности точек, линий и др.).

Графики широко применяются для иллюстрации. Применение графического метода делает числа наглядными, доступными, понятными и интересными, поэтому в докладах, речах и сообщениях использование статистических данных часто осуществляется с помощью графиков.

Графики находят большое применение для анализа явлений и в исследовательской работе. Графики имеют также контрольное назначение. Во многих случаях разного рода ошибки и неточности выявляются с их помощью.

Графические средства широко применяются для изображения организационных процессов, позволяют показывать пространственное представление о процессе или предметах, отражать их динамику и взаимосвязь.

График позволяет выразить, используя основные и вспомогательные линии, надписи, знаки условного характера, определенную мысль о данном предмете, процессе.

Использование графических приемов позволяет не только фиксировать состояние и отражать динамику процессов и явлений, но и выявлять структурные взаимоотношения, пропорции. Используя определенный математический аппарат, можно построить график развития процесса, предположить его перспективное состояние. С помощью, например, сетевых графиков, модернизируются управленческие процессы.

Графические средства используются для выполнения расчетных операций, нахождения коэффициентов, нормативных данных. Для этих целей применяются номограммы, шкалограммы.

График является эффективным инструментом в управленческой деятельности. Он дает наглядное представление о происходящем процессе, его можно читать во всех направлениях и одновременно охватывать большую совокупность организационных структур, факторов, процессов, сопоставлять их и т.д.

Применение графиков при написании дипломных проектов используется достаточно широко. Это отражение состояния, динамики, структуры, взаимосвязи различных показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятий, фирм, акционерных обществ и др.

Задачи, решаемые с помощью графиков, различны:

- изображение динамики явления;

- сравнение показателей, относящихся к одному времени, но к разным объектам;

-определение состава (структуры) совокупности и структурных сдвигов;

- выявление зависимости одних показателей от других;

- определение степени распространения какого-либо явления;

- контроль за выполнением плановых заданий и др.

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИКА

Любой график включает в себя следующие элементы:

1. Графический образ (основа графика), представляющий собой совокупности точек, геометрические знаки, отрезки линий, плоские или объемные фигуры и т.п., с помощью которых изображаются статистические величины и соотношения между ними. Графический образ должен соответствовать цели графика и обеспечивать наглядность изображения статистических величин.


2. Поле графика - это то место, где расположены графические образы. Поле характеризуется размерами и пропорциями. Его размеры зависят от назначения графика. Пропорции же выбирает сам составитель исходя из личного опыта. Выбрать правильные пропорции графика очень важно, так как от них во многом зависит зрительное впечатление об изменении изображаемых величин (см. рис.1)

3. Пространственные ориентиры, определяющие размещение геометрических знаков на поле. Они задаются в виде координатных сеток.


4. Масштабные ориентиры определяются системой масштабных шкал. Масштабная шкала - это линия, отдельные точки которой в соответствии с принятым масштабом (мерой перевода числовой величины в графическую) могут быть прочитаны как определенные значения статистического показателя.

 

Различают шкалы линейные и криволинейные (например, круговые);

равномерные (в них отрезки пропорциональны числам) и неравномерные (отрезки пропорциональны не самим числам, а, например, их логарифмам - арифметической и логарифмической шкалам).

5. Экспликация представляет собой словесное пояснение содержания графика. Она включает в себя название графика и пояснительные надписи.

Заголовок должен помещаться сверху и просто отвечать на три основных вопроса: "Что? Где? Когда?", а также не содержать лишних слов.

Краткими должны быть и пояснительные надписи. По возможности их следует располагать горизонтально и таким образом, чтобы они не затеняли поле графиков и не ухудшали наглядности изображения.

 

Ш. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ГРАФИКОВ

 

При составлении графиков необходимо придерживаться ряда правил.

1. Формат графика:

- чем график проще, тем он может быть меньше;

- в серии графиков важнейшее необходимо выделять большим форматом;

- график должен гармонировать с текстом, в который он включен;

- график следует увеличивать в зависимости от расстояния, с которого он должен читаться.

2. Наиболее желательны пропорции поля графика между 1:33 – 1:75.

3. График должен целиком помещаться на одном месте.

4. Масштабы шкал. Для удобства чтения графиков шкалы располагают слева (на левой стороне сетки), когда левая часть диаграммы представляет наибольший интерес или правильное понимание диаграммы требует рассмотрения шкалы до чтения самой кривой.

В противных случаях шкалы располагают на правой стороне сетки. Для сбалансирования графика шкалы можно располагать на обеих сторонах сетки.

При градуировании шкал важно учесть весь диапазон данных изображаемого ряда. Вертикальная шкала должна обязательно содержать нулевую отметку.

5. Цифры на шкалах и их обозначение.

Цифровые обозначения шкалы должны дополняться словесными указаниями единиц измерения. Лучше всего располагать такие надписи горизонтально, над колонкой цифр шкалы. Если это невозможно, то вертикально сбоку.

В диаграммах временных рядов обозначения располагают снизу шкалы времени, так как к в ней постоянно приходится обращаться для сравнения, в хронограммах, графиках суточного выполнения плана и т.п. надписи располагают наверху и снизу сетки, если сетка необычно высока, или наверху сетки, если нет необходимости в дублировании временной шкалы.

Если базовая линия 100% расположена недалеко от верхней линии сетки, шкала времени и пояснения к ней располагаются только наверху.

6. Линия сетки.

Количество линий в сетке должно быть минимальным, то есть достаточным для определения на глаз значения величины в любой точке кривой.

7. Нанесение точек.

Теоретически «моментные данные» (т.е. величины, определяемые на дату) должны наноситься на соответствующие линии сетки, а «периодные данные» (величины за период времени) - между этими линиями.

8. Графической образ.

Диаграмму надо строить так, чтобы графический образ был в центре внимания, все остальные элементы должны играть подсобную роль, т.е. они должны приспосабливаться к графическому образу, а не наоборот.

9. Типы (внешний вид) линий (рис.2). Тип линий надо выбирать так, чтобы кривые хорошо отличались одна от другой.

10. Толщина кривых.

Кривые должны быть настолько жирны, чтобы непосредственно при­влекать внимание и создавать в уме читателя отчетливый образ. Они должны резко отличаться от координатной линовки и быть толще нулевой (или другой базовой) линии.

11. Обозначение кривых.

Для обозначения кривых используют линии разных типов, цветов, разной толщины, а также ярлыки и ключи.

Ярлыки - короткие поясняющие надписи, заключенные, как правило, в специально обрамленные части поля чертежа (графика).

Ключи выполняются за пределами поля графика и содержат образцы линий и обозначенные ими данные.

IV. ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРАФИКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статистические графики классифицируются по различным признакам. Наиболее часто применяется классификация с точки зрения решаемых задач. Она содержит графики:

1) сравнения статистических показателей;

2) структуры и структурных сдвигов;

3) динамики;


4) контроля выполнения плана;

5) пространственного размещения и пространственной распростра­ненности (картограммы и картодиаграммы);

6) вариационных рядов;

7) зависимости варьирующих признаков.

1. Графики сравнения

Содержанием графиков сравнения является сопоставление числовых значений каких-нибудь величин. Различают:

а) простое сравнение - только между членами одного ряда (рис.3);

б) сравнение частей целого - сравниваемые величины выступают как слагаемые суммы (целого), а не самостоятельно (рис.4);


в) групповое сравнение - сравнение нескольких рядов (рис.5);

 


г) сравнение структур - позволяет сопоставить несколько однородных по содержанию структур по абсолютным и относительным данным (рис.6).

Сравнение осуществляется с помощью различных диаграмм – столбиковых (вертикальных и горизонтальных), квадратных, круговых, фигурных, подвижных графиков сравнения; ступенчато-столбиковых и ступенчато-полосовых, симметричных, балансовых, плоскостных диаграмм знаков Варзара, процентного квадрата.

Столбиковые (полосовые) диаграммы используются для сравнения наиболее часто. При составлении столбиковых диаграмм надо иметь в виду следующее:

- вертикальные столбики предпочтительнее горизонтальных, если числа ряда выражают уровень, рост; пояснительные надписи не очень длинны; диаграмма имеет иллюстрированное назначение;

- горизонтальные столбики (полосовую диаграмму) удобнее использовать, если числа ряда выражают протяжение; пояснительные надписи громоздки; диаграмма сопровождается большой цифровой информацией;

- расположение столбиков не должно быть случайным; члены ряда лучше всего располагать по существенному для понимания признаку;

- столбики часто закрашивают или штрихуют, преследуя различные цели: декоративного характера - тогда надо пользоваться одним цветом (штриховкой); связать с цветом или штриховкой определенное содержание, т.е. явления одного содержания обозначают одинаково, а разного - различными цветами (штриховкой); обратить внимание на какую-либо частность - тогда штриховкой выделяются наиболее «интересные» столбики;

- важно выбрать масштабы сетки, размеры столбиков, расстояние между столбиками (оно не должно превышать ширины столбиков);

- на оси абсцисс откладывают периоды, на оси ординат - показатели.

Квадратные и круговые диаграммы


Статистические данные изображают в виде кругов или квадратов. При этом сторону квадрата (радиус круга) определяют нахождением корня квадратного из сравниваемой величины.

 

Полученные таким образом фигуры располагают на равном расстоянии друг от друга и на каждой указывают то числовое значение, которое она изображает (рис.7). Недостаток таких диаграмм в том, что площади сравнивать сложнее, чем высоты столбиков.

Фигурные диаграммы


Представляют собой некоторое изменение полосовых диаграмм. В них полосы делят на равные прямоугольники, в пределах которых помещают одинаковой величины фигуры (например, машины, тракторы и т.п.) (рис.8). Любой фигуре соответствует одна и та же количественная величина. Сравнение осуществляют как по количеству фигур, так и по длине полос.

Такие диаграммы доходчивы. Недостатком является то, что порой приходится изображать часть фигуры.

Подвижные графики сравнения


Отражают величины сигналами (кнопками, фишками и т.п.), фикси­рующими на линии точки, соответствующие определенным числам общей шкалы. При этом увеличивается мощность группового сравнения (рис.9).

Ступенчато-столбиковые и ступенчато-полосовые диаграммы

Предназначены для показа разложения некоторой совокупности на компоненты (рис.10). В такой диаграмме площадь поля используется неэкономично, но этот способ изображения частей целого более нагляден, чем выделение их разной штриховкой в подразделенных столби­ках или полосах.

Симметричные и балансовые диаграммы

А. Двустороннее располо­жение полос или столбиков отражает комбинированную группировку статистичес­ких данных по нескольким признакам. Попарно расположенные столбики легче сравнивать (рис. 11).

Рис.11. Группировка данных по двум признакам: числу рабочих на заводах с разным размером производственных фондов и распределению рабочих

на мужчин             и женщин

 

Б. Скользящие (плавающие) диаграммы. Направленность полос в них определяется не их нулевыми точками, а по некоторому условному пограничному значению (рис. 12).

 


Рис.12. Уровень образования населения, занятого в народном хозяйстве, по общественным группам: на 1000 человек имеют высшее и среднее            , начальное и неполное среднее      образование

 

В. Диаграммы чистых (сальдированных) отклонений. В них полосы направлены в обе стороны: вправо - для прироста и влево - для уменьшения (рис.13).

Г. Балансовые диаграммы. В основе их лежит обычный столбиковый график сравнения структуры. Отдельные части, составляющие целое, выводятся из столбика в виде потока,


ширина которого равна соответствующей части столбика, а длина имеет лишь декоративное назначение (рис.14).

 



 
марта Малевичу был