3052 СОЦИОЛОГИЯ

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 1

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.. 4

Тема 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 13

Тема 4. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 16

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.. 18

Тема 6. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ.. 20

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ.. 25

Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 28

Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.. 30

Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 33

Тема 11. СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 36

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Вопросы для обсуждения:

1. Определение социологии как науки. Соотношение ее объекта и предмета.

2. Структура, категории и законы социологии.

3. Специфика метода социологии.

4. Взаимоотношение социологии и других общественных наук.

5. Функция и роль социологии в общественной жизни.

Библиографический список

Ансар П. Современная социология. Социс. 1995. № 12.

Зборовский Г.Ч., Орлов Г.П. Социология. М., 1995. Гл. 1,2,5.

Комаров М.С. Социология. М.,1995. Гл. 1.

Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1994. С. 41-70.

Тадевосян Э.В. Социология. М., 1998, С. 5-30.

Тощенко Ш.Т. Социология. М. 1954. Гл. 1-3.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 1,2.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что социология относительно молодая учебная дисциплина в наших высших учебных заведениях. Ее преподавание началось где-то с начала 80-х годов. Отсюда - ее актуальность, но в то же время не разработанность многих ее проблем, хотя они имеют очень важное значение в теоретико-политической и, в особенности, практической жизни нашей страны в условиях становления правового государства и рыночной экономики.

Изучение социологии, как и любой другой науки, следует начать с определения ее конкретного предмета, методов, структуры, понятийного аппарата, места и роли в системе наук и в жизни общества. Однако, как известно из курса философии, конкретное содержание предмета науки постигается в результате познавательной деятельности, т.е. после изложения всего учебного курса.

Из курса философии и других общественных наук известно также, что во многих отношениях понятия "социальное" и "общественное" тождественны, что, следовательно, социология является наукой об обществе. Общество является предметом изучения многих наук: политологии, философии, культурологи, истории, психологии и т. д. Платону при определении понятия "социология" следует выделить из общественной жизни то конкретное, специфичное, что составляет содержание данной науки.

Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. В нем четко выделяются четыре структурные образования; экономическое, социальное, политическое и духовное. Каждое из них является предметом изучения конкретных наук: экономической теорий, политических наук и наук, изучающих сущность духовного мира общества.

В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества - это область взаимодействий между более или менее широкими общностями людей (классами, кастами, социальными слоями, нациями, народностями и т.д.). В зависимости от своеобразия субъектов этих общностей социальные отношения подразделяются на социально-групповые (классы, слои, касты); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); социально-территориальные (городское и сельское население); социально-этнические (нации, народности я т.д.); социально-профессиональные (рабочие, крестьяне, работники умственного труда); межличностные (личности) и другие.

Следовательно, социология - это теория общественного взаимодействия людей, которая опирается на опытное изучение социально значимых устойчивых и характерных форм поведения людей, как наука о взаимодействии и поведении людей, определяемых их социальным положением, социальной ролью и социальными нормами данного общества.

При определении предмета социологии следует иметь в виду, что социальные отношения возникают на основе экономических, политических и духовных факторов, но они не сводятся к ним, хотя и проявляются во всех сферах общественной жизни как носитель социально-экономического, социально-политического и социально-духовного (культурного) содержания. Именно потому, что личность, класс, нация и т.д. являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные отношения как проявление только экономических или политических отношений.

Социальное - это совокупность всех общественных отношений данного общества, которая проявляется в процессе совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Отсюда ясно, что объект социологии, как и любой другой науки, гораздо шире, так как он включает в себя общественную жизнь в целом, со всеми её признаками, свойствами, особенностями, тогда как по своему предмету социология определяется как наука об общих и специфических социальных свойствах и закономерностях структуры, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях, и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

При изучении второго вопроса следует понять, что социология, как и любая другая наука, раскрывает сущность и особенности социальной действительности при помощи определенных категорий. Среди них имеются как общие, характерные для всех общественных наук ("общество", "система", "класс", "нация" и т.д.), так и специфические для данной науки. К ним относятся: социальная система, социальная структура, социальная группа, социальная общность, социальная организация, социальный слой, социальный интерес, социальная цель, социальная ценность, социальная норма, социальная справедливость, социальная свобода и т.д.

Если категорий социологии отражают отдельные стороны общественной жизни, то законы социологии выражают более глубинные, сущностные и необходимые связи между сторонами действительности. Социальные законы выступают регуляторами поведения людей и их групп, определяют отношения между личностями, их общностями и проявляются в деятельности людей и их объединений. К ним относятся, например, законы социальной дифференциации и интеграции, закон социальной мобильности, закон интернационализации общественной жизни, законы урбанизации общества и т.д. В отличие от многих других общественных законов, социальные законы реализуются в деятельности конкретных людей в конкретных условиях, а поэтому они проявляются как законы-тенденции.

Как и другие общественные науки, социология имеет весьма сложную структуру. В зависимости от глубин и широты изучаемых общественных явлений в существующей литературе выделяются следующие составные части социологии:

1. Общая социология. Предметом ее исследования являются макросоциологические процессы, которые лежат в основе общих закономерностей функционирования и развития общества.

2. Частная (специальная и отраслевая) социология. Она исследует специфику меньшей ступени общностей, т.е. жизнь группы, класса, этноса, социологию города села, семьи, культуры, быта и т.д.

3. Микросоциология. Она изучает основные особенности дейст­вия и взаимодействия отдельных людей, их поведение. Кроме того, в зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на теоретические и эмпирические. В нестоящее время в наше, стране эмпирические исследования преобладают над теоретическими.

При изучении третьего вопроса важно понять, что все разновидности социологии (как и любой другой науки) имеют свои специ­фические методы исследования, которые проявляются наряду с общенаучными методами познания. Это и естественно, ибо метод социологии не может быть правильно понят вне признания методологической роли социальной философии, которая лежит в основе жизнедеятельности любой науки. Кроме того, метод социологии требует изучать общество с точки зрения его структуры, аргументирования и развития.

Для социологии характерным является применение множества методов, но при этом следует четко выделить два момента; во-первых, конкретный предмет исследования (межличностные отношения, подсистемы и цельные социальные системы). Во-вторых, в изучения социальной реальности социология опирается на эмпирические и теоретические методы исследования. Говоря другими словами, в социальном исследовании используются самые различные методы: наблюдение, опрос, сравнение, анализ, синтез, эксперимент. Одновременно неизбежен переход к обобщениям и научным абстракциям. В конечном счете, в основе социологического знания лежат такие составные элементы, как факты, гипотезы и теории. Благодаря применению социологических методов нами знания об обществе становятся последовательными, глубокими, истинными.

При изучении четвертого вопроса нужно уяснить, что социология совершенству-ется в неразрывном единстве с другими общественными науками. Она взаимодействует постоянно с социальной философией, которая изучает общество под углом зрения специфического проявления наиболее общих законов, т.е. законов, действующих как в природе, так и в человеческом обществе. Точно таким же образом социология синтезирует в своем собственном предмете знания исторической науки, экономических теорий, политологии, культурологи, психологии и т.д. Нельзя представить себе исследователь-скую деятельность личности без её фактического, физиологического и общественного начала, точно так же социальное не может существовать без других сторон общественной жизни. Сохраняя свою относительно самостоятельную "'независимость" и "собственное существование", социальное существует как закономерное проявление экономической, политической, духовной жизни и поэтому может исследоваться лишь в единстве с другими сторонами общественной жизни.

При изучений пятого вопроса нужно понять, что социология, как и любая другая наука, выполняет определенные функции. Среди них наиболее важной и специфической является, прежде всего, теоретико-познавательная функция, благодаря которой данная наука доходит до сущности вещей и раскрывает социальные закономерности общественного развития. Поскольку общественная жизнь находится в постоянном движении и развитии, усложнений и упрощении, постольку при помощи применения эмпирических и теоретических методов социология, постоянно развивается, совершенствуется и конкретизируется.

Другой важной функцией социологии является ее практически-политическаая направленность. Социология не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на результаты исследовательской деятельности ученых, лабораторий, институтов, она вырабатывает конкретные программы совершенствования социальной жизни и программы повышения эффективности управления социальными процессами, В настоящее время наша страна очень нуждается в разработке программ по социальным проблемам демократического, экологического развития. В современной жизни проявляются такие функции социологии: идейно-воспитательная, мировоззренческая и прогностическая. Россия совершает переход от, командно-административной системы к правовому государству с цивилизованной рыночной экономикой. Воспитание народ­ных масс в духе действующей демократии, формирование их мировоззрения, их отношения к Родине, к своим правам и обязанностям становится более злободневной и актуальной проблемой.

Темы рефератов

1. Социология и философия.

2. Функции социологии.

3. Эмпирический метод социологии.

4. Роль социологии в общественной жизни России.

5. Объект и предмет социология.

 



 
можем ли мы получить социальную ипотеку. рекламного агентства в облаке. социальную сеть это новый