3194 Основы тактической подготовки волейболистов в группах спортивного совершенствования

Введение

Волейбол - один из наиболее популярных и признанных студентами видов спорта. Развитие физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение работоспособности систем организма, развитие тактического мышления, эмоциональный заряд, получаемый во время игры, сохранение бодрости – вот некоторый перечень достоинств студенческого волейбола.

Волейбол в техническом вузе является составной частью занятий в специальных и подготовительных учебных отделениях, а также одним из основных игровых видов спорта на отделении спортивного совершенствования по волейболу. На практических занятиях по волейболу студенты технического вуза после продолжительной работы с компьютерной техникой укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, необходимые для повышения технической подготовки.

Тактическая подготовка – это сторона спортивной подготовки, направленная на процесс овладения волейболистами специальными упражнениями по тактике, которые выполняются приближенно к игровой обстановке, а также на учебных, контрольных и официальных соревнованиях.

Рассматривая тактику как составную часть подготовки игрока, следует отметить, что она основывается на тактическом мастерстве волейболиста    [1,3,4]. При этом техника является средством претворения в жизнь действий тактических замыслов игрока и команды, направленных на достижение победы.

Развитие технических навыков и тактического мышления возможно при тщательном планировании учебно-тренировочного процесса в техническом вузе. Он предусматривает: 1) теоретическую подготовку; 2) индивидуальные действия; 3) групповые и командные действия.

Целью данных указаний является уточнение методик, способов и средств, способствующих повышению уровня тактической и тактико-специальной подготовленности волейболистов на занятиях в учебных группах и отделениях спортивного совершенствования в условиях технического вуза.

1. Планирование тактической и тактико-специальной подготовки            на занятиях

Планирование тактической и тактико-специальной подготовки игроков к предстоящей игровой деятельности осуществляется в ходе общего планирования учебной нагрузки в учебных группах и группах спортивного совершенствования [3]. Тактика является составной частью подготовки игрока, команды и основывается на техническом мастерстве волейболиста. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды. В период обучения и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний, технических умений и тактического опыта.

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств, памяти и других компонентов.

Освоение и совершенствование тактических действий волейболистов должно идти в следующей последовательности: без сопротивления партнеров; с пассивным  сопротивлением; с активным  “управляемым” противником; в соревновательной форме с партнером по команде; в соревновательной форме с противником.

Период  начального обучения тактике условно можно разделить на четыре этапа:

I-й этап – главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических качеств, и тактических действий в игре - быстроты сложных реакций, отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (ответы на зрительные и слуховые сигналы).

II этап – формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу на точность);

Ш этап – обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике;

IV этап – изучение групповых тактических действий с помощью под-готовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

2. Основные задачи тактической подготовки

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные тактические действия составляют основу тактического мастерства волейболистов и предполагают действия игроков без мяча: перемещения по площадке, выбор места для вторых передач или нападающих ударов, выполнение подач, вторых передач и нападающих ударов.

Главная цель (задача) индивидуальной  тактической подготовки – овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.

Групповые тактические действия представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть задачи, поставленной перед командой. Принятое деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии, защитника “либеро” выражается во взаимодействии игроков внутри линии и между линиями.

Главная цель групповой подготовки – добиться согласованности действий в атаке нескольких игроков по времени и месту действий для получения положительного результата.

Нападающие игроки по своим функциям в команде могут быть: игроками  первого темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему игроку до передачи для  нападающего удара и, опережая передачу, прыгают); игроками второго темпа (перемещаются на удар после начала разбега нападающего первого темпа).

Командные тактические действия – результативность нападения, защиты зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности игроков, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.

Например, каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий: система игры в нападении через связующего игрока передней линии; система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии; система игры в нападении с первых передач и откидок.

Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения.

Методические приемы обучения тактическим действиям следующие: назвать тактическое взаимодействие; показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.; показать место и путь игроков при выполнении тактического взаимодействия; имитация этого взаимодействия; практическое  выполнение, например, нападения с первой  передачи игрока зоны 6.

При совершенствовании подключаются принимающие подачу игроки  (или принимающие мяч после нападающего удара) и нападающие различных зон с использованием допасовок в зону 3 или 2.

Средствами тактической подготовки являются: подготовительные упражнения, направленные на преимущественное развитие быстроты реакции и ответных действий, ориентировки, наблюдательности, сообразительности, умения быстро переключаться с одних движений и действий на другие; подвижные игры и эстафеты с элементами индивидуальной  и командной борьбы; спортивные игры  (баскетбол, футбол, теннис, ручной мяч, хоккей и др.); специальные упражнения по тактике, применяемые в облегченных и усложненных условиях; учебные, контрольные игры и соревнования.

Формы и методы организации занятий те же, что и изложенные в методических  указаниях [4].

Основная форма занятий с начинающими - групповой урок, с отделениями  спортивного совершенствования – тренировочное занятие.

Примерный график распределения учебных часов обучения и совершенствования представлен в таблице.

 

Примерный график учебных часов по волейболу для студентов подготовительного отделения и отделения спортивного совершенствования

 

Содержание материала

Год обучения

Всего часов

1

2

3

4

Теория

Практика

4

4

2

2

12

Обучение, %

10

20

 

 

30

Тактика подач, ч

8

10

16

8

42

Тактика приема подач, ч

10

12

14

16

42

Тактика коллективных действий в

нападении, ч

 

12

 

16

 

16

 

16

 

60

Тактика коллективных действий в

защите, ч

8

12

14

16

50

Совершенствование навыков, %

 

 

30

40

70

 

 

 

 

 

 

 

3.  Приобретение тактических знаний:

Общие основы теории тактики волейбола

Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное (адекватное игровой ситуации) использование техники игры и организацию действий  игроков с целью достижения успеха  в противоборстве с соперником. Четкая организация взаимодействия игроков команды обеспечивается подбором игроков ( комплектованием ) и их расстановкой  на площадке, т.е. с учетом игровых функций, позволяющих наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа и связывающих игроков – по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (рост, быстрота, прыгучесть, тактическое мышление ) и по роли в организации атакующих действий.

Нападающий первого темпа - это игрок, который обладает  надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач. Нападающий второго темпа – это универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий. Разделение нападающих “по темпу” условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на любом месте.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач мяча в различных игровых ситуациях; учитывая, что данная игровая функция предполагает практическую реализацию тактического замысла в игре, к связующим игрокам предъявляются исключительно высокие требования как к организаторам игровых действий. Это, как правило, спокойные и рассудительные игроки, блестяще понимающие игру и мгновенно ориентирующиеся в ее сложных ситуациях. С целью равномерного распределения сил в команде ее комплектуют по определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и запасной состав. Наиболее оправданными признаются принципы 4+2 (четыре нападающих и два связующих ) и 5+1 (пять нападающих и один связующий).

Тактика игры условно делится  на два больших раздела: тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципов организации действий игроков разделяется на группы, системы, способы и т.д.

В содержание тактики нападения входят командные тактические действия (системы игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры. Развертывание тактических действий во времени начинается с определения системы игры в нападении, которая реализуется через тактические комбинации и в конечной фазе переходит в индивидуальные. В такой логической последовательности и рассматривается содержание тактических действий в нападении.

Цель защитных действий – противодействие активным (атакующим) действиям соперника над сеткой или падению мяча на площадку. Игра в защите включает командные, групповые и индивидуальные тактические действия.

4. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики

Тактическая подготовка студентов–волейболистов оценивается по двум показателям: объем тактических действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите.

Тактические действия в нападении

I курс – индивидуальные: чередование подач верхней и нижней. Выбор способа отбивания мяча через сетку – передачей кулаком в прыжке; направление мяча через сетку в “уязвимые места”: к сетке, к лицевой линии в зону 6, на место игрока,  не успевшего возвратиться  на свое место; подача на “слабого” игрока.

Групповые – взаимодействия игроков при первой передаче из зон 6, 2, 4 в зону 3, при второй передаче - в зону 4 и 2 (стоя лицом в сторону передачи); взаимодействия игроков  при первой  передаче из зон 5, 6, 1 в зоны 2, 3; при второй  передаче - в зоны 4 и 2 из зоны 3, в зону 3 из зоны 2;

Командные – расположение игроков: зоны 6 в середине площадки, игрок 3 находится у сетки; ведение игры в три касания; вторую передачу выполняют  игроки зон 2 и 3; мяч через сетку направляют третьим касанием  в определенные чаcти площадки.

II курсиндивидуальные: в игре направление мяча через сетку передачей в прыжке в уязвимые места; имитация передачи вперед и передача назад   за голову; через сетку; нижняя или верхняя подача между игроками (в разрез); имитация нападающего удара в разбеге и передаче через сетку.

Групповые – первая  передача из зон 4, 6, 5 в зону 3, передача за голову в зону 2; первая передача из зоны 2, 6, 1 в зону 3, передача из зон 4, 5, 6 в зону 2 и вторая передача в зону 3 или 4; передача первая в зону 3, игрок зоны 4  имитирует нападающий удар; вторая передача на удар за голову в зону 2 и нападающий удар; то же, но передача за голову в зону 4,  имитация в зоне 2; первая передача в зону 2, вторая передача на удар в зону 4, игрок зоны 3 имитирует нападающий удар.

Командные - ведение игры в нападении со второй передачи игроком передней линии, передача стоя лицом к игроку; из зоны  в зоны 4 и 2, из зоны 2 в зону 3, стоя спиной из зоны 3 в зону 2 (чередование); игра в нападении со второй передачи  игроком передней линии (зон 3 и 2) – вторые передачи за голову из зоны 3 в зону 4, из зоны 2 – имитация нападающего удара в зоне 3; первая передача на удар, когда мяч  послан противником без нападающего удара.

III курсиндивидуальные: подача на слабого игрока; имитация нападающего удара и обманная передача одной рукой через сетку (скидка); имитация передачи назад и передача  вперед; чередование в игре различных способов нападающего удара; нападающий удар через “слабого” (низкорослого) блокирующего – равномерная “загрузка” трех нападающих вторыми передачами выходящим (связующим) игроком с задней линии.

Групповые – первая передача в зону 2, вторая передача на удар в зону 4, игрок зоны 3 имитирует нападающий удар в зоне 2 сзади игрока зоны 2 (за- бегание); передача первая в зону 2, вторая за голову на удар в зону 2 игроку зоны 3; игрок зоны 4 имитирует нападающий удар в зоне 4; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6 и 5 с игроком зоны 1, вышедшим к сетке; нападающие удары из зон 4, 3, 2 со вторых передач игрока, выходящего с задней линии из зоны 1; нападающий удар из зоны 4 с передачи из глубины площадки – с первой передачи; нападающие удары при скрестном перемещении игроков в зонах при системе игры со второй  передачи игроком передней линии, удары с задней линии.

Командные – тактика игры со второй передачи игрока передней линии (3, 2 и 4 зон); применение групповых действий, изученных ранее; нападение со второй передачи игроком задней линии, выходящим из зоны 1; индиви-дуальные и командные действия.

IV курсиндивидуальные: чередование силовых (в прыжке) и нацеленных подач; подача на выходящего игрока; проверка умения связующего игрока вторую передачу выполнить в зону, где нападающий может произвести удар без блока или против одного блока; выбрать способ нападающего удара в зависимости от передачи (прямой “по ходу” с переводом вправо и влево, обманный); нападающие удары против группового блокирования: “в разрыв”, через слабого блокирующего.

Групповые – первая передача в зону 3 на выходящего игрока зоны 6, вторая передача в зону 4 – нападающий удар, игроки зон 3 и 2 имитируют нападающий удар, то же, но вторая передача назад за голову в зону 2, имитируют нападающий удар игроки зон 4 и 3; нападающий удар при скрестном перемещении игроков в зонах 2, 3; тактические комбинации с участием в нападении игроков задней линии.

Командные – игра в нападении со второй передачи игроком задней линии, выходящим к сетке из зон 1, 6; применение индивидуальных и групповых действий, чередование систем игры в нападении.

Тактические действия в защите

I курс индивидуальные: выбор места при приеме мяча от нижней прямой подачи и передачи со стороны противника; выбор способа приема: сверху или снизу двумя руками; умение определить направления полета мяча, своевременно выйти на мяч и определить способ приема  (сверху или снизу) в соответствии с направлением полета мяча от противника.

Групповые – выход на помощь из соседней зоны к игроку, принимающему мяч от противника, от подачи, передачи; выход игроков зон 6 и 3 к игроку, отбивающему мяч через сетку; прикрытие слабого игрока при приеме подач и нападающих ударов.

Командные – расположение игроков при приеме мяча от противника, когда игрок зоны 6 выдвинут вперед. Игроки зон 4 и 2 оттянуты от сетки, игрок зоны 3 стоит у сетки; расположение игроков при приеме мяча с подачи, когда игроки зон 3, 4 оттянуты от сетки, игрок зоны 2 стоит у сетки; игра в защите углом вперед.

II курсиндивидуальные: при блокировании правильно выбрать место и своевременно выполнить прыжок; выбор способа приема мяча снизу от нападающих ударов и на страховке;

Групповые – страховка блокирующего и нападающего игроков игроком зоны 6; страховка игроком зоны 5 зоны 6  при сиcтеме игры углом вперед; выход игроков зон 3 и 2, 3 и 4 к месту нападающего удара для блокирования вдвоем и  своевременный прыжок;

Командные – варианты расстановки при приеме подачи, когда вторую передачу выполняют игроки зон 3, 2 и 4; игра в защите, когда игрок зоны 6 осуществляет страховку блокирующего в зоне нападения.

III курсиндивидуальные: выбор способа приема мяча от подач, нападающих ударов, обманных передач (сверху, сверху с падением, снизу с падением) и в различных зонах; своевременный выход в зону нападающего удара и умение закрыть при одиночном блокировании  сильное направление.

Групповые – взаимодействия игроков зон 2 и 3 при блокировании игроком зоны 3; взаимодействия при групповом блокировании игроков зон 4 и 3, 2 и 3; взаимодействие игрока зоны 6 с блокирующими; взаимодействие игроков передней линии при блокировании и страховке: между блокирующим игроком зоны 4 и страхующими игроками зон 3 и 2; взаимодействие защитников в зонах 1 и 5 с блокирующими: в зоне 1 при блокировании игроками зон 3 и 2, в зоне 5 при блокировании игроками зон 3 и 4 (при системе игры углом в перед);

Командные – игра в защите по системе углом вперед, страхуют игроки зоны 6 и не участвующие в блоке; игра в защите, когда игрок зоны 6  оттягивается при своей подаче назад к лицевой линии и играет сзади; на страховке – игроки зон 1 и 5  и не участвующие в блоке.

IV курс индивидуальные: решение задач при игре на задней линии в зонах 1 и 5; при игре углом назад принимать мяч в защите (если выполняется нападающий удар) или идти в перед к сетке на страховку (в случае обманного удара или скидки); при скоростной игре в нападении закрывать блоком направление, в котором мяч может быть послан наиболее сильно, или определенную зону своей площадки, наиболее слабую в данной расстановке.

Групповые – взаимодействие защитников (крайних) с блокирующими при системе игры углом назад; взаимодействие блокирующих зон 4 и 3 с защитником зоны 1 и страхующим зоны 5; взаимодействие блокирующих зон 2 и 3 с защитником зоны 5 и страхующим зоны 1; взаимодействие защитников в поле в рамках систем в защите углом вперед и углом назад с “либеро”.

Командные – расстановка  при приеме подачи с учетом игры в нападении через выходящего из зон 1, 6, 5 – из зоны и из-за игрока; в защите углом назад. При комплектовании команды 4+2, 5+1 варианты организации защитных действий со сменой мест и специализацией игроков в зонах.

4.1. Тактика подач

Игрок должен уметь применять различные по силе и способу выполнения подачи, умело решая основную задачу: затруднить противнику прием подачи и тем самым поставить его в невыгодные условия  при организации комбинационной игры в нападении.

Существуют различные тактические приемы, позволяющие реализовывать основную установку. Это, во-первых, подача в наиболее уязвимое место площадки при конкретной расстановке соперника. В ее основе лежит не способ подачи, а цель, которой хочет добиться подающий игрок. Нацеленные подачи могут выполняться любым удобным для игрока способом – как сильной, так и простой подачей. В ряде случаев целесообразно  подавать в определенные зоны площадки, где прием подачи затруднен вне зависимости от технического мастерства игроков, располагающихся в этих зонах (рис.1). Во-вторых: подача на игрока, слабо владеющего техникой приема подачи. В-третьих: на выходящего для второй передачи, на выходящего на замену, не допустившего ошибку при приеме мяча. В-четвертых: чередование сильной и слабой подачи.  В один из тактических приемов при подаче можно включить “заслон при подаче”. В заслоне обычно участвуют четыре игрока (рис.2). Три игрока передней линии расположены вплотную к сетке лицом к ней в шахматном порядке. Левее и сзади левого нападающего находится игрок зоны 6.

Рис. 1. Размещение игроков на площадке при приеме подач а,б,в - заштрихованы наиболее уязвимые зоны при подаче;  г – подающий игрок.

 

 

Рис. 2. Размещение игроков при подаче (игрок 1) и заслоне (игроки 2, 3, 4)

 

4.2. Тактика приема подач

Прием мяча принято делить на верхний и нижний в зависимости от того, на каком уровне происходит соприкосновение рук с мячом в момент приема. Так, игрок  принял мяч на уровне груди и выше – это верхний прием, если ниже - нижний прием.

Во всех расстановках игроки должны до подачи занимать строго определенные места на площадке, чтобы после подачи их перемещения были минимальными.

При силовой подаче или подаче в прыжке игроки располагаются, как принято называть такую расстановку, “в линию”, примерно в 6-7 метрах от сетки, что удобно для приема подач снизу (рис. 3).

 

Рис. 3. Размещение игроков в линию при приеме подач

 

 

При нацеленной подаче игроки, принимающие сверху, располагаются в 5-6 метрах от сетки. Преимущества такой расстановки очевидны: игроки   прини-мают подачу и не мешают  друг другу. Связующий игрок, из какой  бы он зоны не выходил, в приеме  подачи  участия  не  принимает.   Передвижение игро-ков   на   передней   линии    делают   тогда,   когда   связующий,   не играющий    в нападении, находится в зоне 4 и меняется со средним нападающим,   который перемещается в зону 4, наиболее удобную  для  нанесения  ударов.  Связующий  же из  зоны  4  переходит в  зону  3  для  выполнения  передачи  на  удар  (рис.4).

 

Рис. 4. Размещение игроков при приеме тремя игроками, зоны 1, 6, 5

 

4.3. Тактика нападающих ударов

Только нападающий, владеющий многими техническими приемами, способен выиграть единоборство с блоком противника. В арсенале нападающего должны входить следующие удары:

1. Прямой нападающий удар, являющийся сейчас основным способом нападения.

2. “Кистевой” удар.

3. Нападающий удар с задней линии.

4. Боковой верхний удар.

5. Нападающий удар правой и левой руками.

Успешная реализация нападающих ударов зависит не столько от силы, сколько от неожиданности (места или времени) нанесения удара. Элемент неожиданности при выполнении нападающего удара получается как за счет индивидуального тактического мастерства волейболиста, так и в результате согласованных действий с партнерами. Помимо применения тактических комбинаций игроки используют различные тактические приемы (удары):

- с края сетки по рукам блокирующих с целью отскока мяча в аут;

- между руками блокирующих;

- поверх рук блокирующих;

- против слабейшего блокирующего;

- I-м и II-м темпом.

Упражнения для совершенствования тактики нападающих ударов:

1. Нападающий удар из зоны и после высокой передачи мяча игроком зоны 3.

2. То же, что и в упр.1, но нападает игрок зоны 2.

3. Нападающий удар из зоны 4 после прострельной передачи мяча игроком зоны 3.

4. Нападающий удар игроком зоны 4 в зоне 3 после короткой передачи игроком зоны 3.

5. Нападающий удар игроком зоны 2 в зоне 3 после короткой передачи игроком зоны 3.

6. Игрок зоны 4 имитирует атаку в своей зоне, а передача мяча игроком зоны 2 адресуется партнеру зоны 3.

4.4. Тактика игры в защите

Игра волейболистов в защите предусматривает эшелонированную оборону, которая расположена как бы в три линии: блокирующие, страхующие и игроки, осуществляющие прием нападающих ударов (защитники).

Тактика игры в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

4.5. Блокирование

Индивидуальный и групповой блок при реализации тактических задач может быть зонным и подвижным (ловящим). При зонном блокировании закрывается только  одно, заранее определенное направление нападающего удара, независимо от того, куда в действительности будет выполнен данный удар. При подвижном блокировании игрок (или игроки) стараются закрыть действительное направление атаки. На новом этапе развития волейбола тактика блокирования будет заключаться в умелом сочетании подвижного взаимодействия игроков в групповом блокировании с моментальным переключением на одиночный блок (“игрок в игрока”).

Взаимодействие блокирующих между собой.

1. Трое блокирующих располагаются в зонах 4, 3, 2. Центральный блокирующий перемещается для постановки двойного зонного блока к игрокам зон 2 и 4, расположенным в 0,5-1 м от боковых линий. Нападающие удары  поочередно выполняются из зон 4 и 2.

2. То же, что и в упр.1, но ставится подвижный блок.

3. Игроки зон 3 и 2 смыкаются на стыке зон и ставят зонный блок нападающему зоны 4.

4. То же, что и в упр.3, но блок ставят игроки зон 3 и 4 нападающему зоны 2.

Существуют две основные системы игры в защите: углом вперед, когда игрок зоны 6 осуществляет страховку в зоне нападения, и углом назад, когда игрок зоны 6 находится сзади у лицевой линии. Начинающие  волейболисты в первую очередь осваивают систему игры в защите углом вперед и лишь на последующих этапах переходят к системе игры углом назад (рис.5, 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.  Размещение игроков при игре в защите углом вперед.

Рис. 6. Размещение игроков при игре в защите углом назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация страховки атакующего игрока – один из наиболее сложных аспектов командных защитных действий. Это объясняется высокой скоростью отскока мяча от рук блокирующих и большой вариативностью направления его полета. Основным принципом страховки атакующего является эшелонированное (в два порядка) расположение игроков команды. Конкурентные действия каждого игрока обусловлены применяемой системой защиты. Первый (ближний) эшелон страховки составляют связующий, защитник (зоны 6 или 5 и 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список

 

1. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол. У истоков мастерства. М.: Изд-во: Торговый дом  “Гранд”, 1998. 321 с.

2. Беляев А.В. Тактическая подготовка волейболистов: Методическое пособие. М.: 1995. 29 с.

3. Фурманов А.Г.  Студенческий волейбол. Минск: Высшая школа, 1983. 172 с.

4. Борисов В.М., Бархударян Р.Г., Чернецов В.В. Основы специализации в группах по волейболу (в условиях технического вуза): Методические указания. Рязань: РГРТА, 1999. 24 с.

5. Тамбовский А.Н., Глазков А.С.. Тактические аспекты игры в футболе: Методические указания. Рязань: РГРТА, 1998. - 16 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение..................................................................………..........………....................1

1. Планирование тактической и тактико-специальной подготовки на занятиях…1

2. Основные задачи тактической подготовки ...........................................................2

3. Приобретение тактических знаний ........................................................................3

4. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики ......................................................................................................................... 4

4.1 Тактика подач ..........................................................................………...........7

4.2 Тактика приема подач .......................................................................……….9

4.3 Тактика нападающих ударов..........................................................……….11

4.4 Тактика игры в защите....................................................................……….12

4.5 Блокирование...................................................................................………..12