2727 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Лабораторная работа N 1

НОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ НА ГОРОДСКИХ МАРШРУТАХ

 

 

1.Цель работы

1. Ознакомиться с методикой нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах.

2. Приобрести практические навыки нормирования скоростей движения автобусов при помощи компьютерной имитационной модели.

 

2.Общие положения

Нормирование труда - процесс установления для конкретных организационно-технических условий научно обоснованных норм времени, необходимых на выполнение единицы заданной работы.

При установлении технически обоснованных норм соблюдается следующая очередность работ:

1)анализируют нормируемую операцию по её структурным элементам;

2)проектируют рациональный состав и содержание операции по элементам;

3)проектируют наиболее рациональный технологический режим работы;

4)проектируют регламент трудового процесса исполнителя;

5)рассчитывают норму времени на операцию по длительности отдельных элементов с учетом их рационального сочетания, возможности перекрытия и т.д.;

6)разрабатывают организационно-технические мероприятия, обеспечивающие внедрения запроектированной операции со всеми относящимися к ней режимами и приемами труда.

Основными методами установления технически обоснованных норм времени, базирующимися на анализе процесса, являются:

- расчет норм времени по нормативам (аналитически-расчетный метод);

- расчет норм времени по типовым нормам (расчетно-сравнительный метод);

- расчет норм времени на основе изучения затрат рабочего времени наблюдения (аналитически-исследовательский метод).

При аналитически-расчетном методе длительность нормируемой операции находят расчетным путем, используя нормативы для определения затрат времени на отдельные её элементы.

При расчетно-сравнительном методе нормы устанавливают на основе сопоставления и расчета типовых операций, типовых технологических процессов, типовой организации труда и рабочих мест.

Аналитически-исследовательский метод основан на исследовании операции в производственных условиях и изучении затрат рабочего времени на её выполнение при помощи хронометража и фотографии рабочего дня. Особое значение этот метод приобретает при изучении и обобщении передовых приемов труда, разработке нормативов для установления технически обоснованных норм расчетным путем. При этом методе выполняют следующее: 1)изучают процесс в конкретных условиях; 2)анализируют и проектируют рациональную структуру операции; 3)разрабатывают и внедряют мероприятия по совершенствованию организации труда на рабочем месте; 4)рассчитывают и внедряют технически обоснованную норму времени.

Хронометраж - способ изучения затрат времени на выполнение циклически повторяющихся элементов операции. Он применяется для проектирования рациональных состава и структуры операции, установления их нормальной продолжительности и разработки на этой основе нормативов, используемых при расчете технически обоснованных норм времени. Хронометраж применяется также для проверки норм, установленных расчетным путем.

Для хронометрирования операцию расчленяют на нормируемые элементы, определяют продолжительность их выполнения, проектируют рациональную структуру и рассчитывают нормальную продолжительность каждого элемента операции.

Хронометраж может быть сплошным и выборочным. При сплошном непрерывно измеряют все приемы операции в их технологической последовательности; при выборочном хронометраже за время выполнения операции измеряют лишь отдельные приемы независимо от их последовательности, но так, чтобы в конечном счете была определена продолжительность всех приемов операции.

Хронометраж состоит из следующих этапов: а)подготовка к наблюдению; б) наблюдение; в) обработка хронометражных наблюдений; г) анализ результатов, выводы, установление норм и проектирование нормативов оперативного времени.

В результате хронометражных наблюдений по каждому элементу операции накапливаются многократно зафиксированные данные о длительности его выполнения. Многократно зафиксированная длительность выполнения одного и того же элемента операции образует хронометражный ряд. Количество замеров, составляющих хроноряд, должно быть достаточным для получения достоверного норматива.

Данные хронометража используют в виде первичного материала для разработки нормативов времени на вспомогательные и основные элементы операции и для расчета нормы на исследуемую операцию.

Методика нормирования скоростей движения

Одним из основных мероприятий по улучшению транспортного обслуживания жителей городов является снижение затрат времени на передвижение, которое может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения скоростей сообщения городского пассажирского транспорта. Важное значение при этом имеют правильное нормирование скоростей движения и установление нормы времени рейса.

Настоящая методика предусматривает возможность определения оптимальной скорости сообщения, нормы времени на движение между контрольными пунктами и в целом по маршруту для различных условий движения с обоснованием допустимых отклонений от нормативного времени.

Методика позволяет производить нормирование скоростей движения автобусов для определения необходимого времени рейса, изменяющегося в зависимости от условий движения по периодам суток, характерным дням недели и сезонам года.

Нормирование скоростей движения на автобусных маршрутах должно обеспечить установление оптимальной нормы времени рейса и пробега между контрольными пунктами с учетом соблюдения безопасности движения.

Нормирование скоростей движения, как правило, проводится в летних условиях для каждого периода суток  характерных дней недели при сухом пути и при полном выпуске планового подвижного состава на маршрут.

На осенне-зимний период производится корректировка принятых норм.

Методика нормирования скоростей движения состоит из трех основных этапов:

1) подготовка к проведению замеров, сбор и обработка необходимых исходных данных;

2) определение характерных периодов суток ;

3) расчет времени рейса.

1-й этап. Сбор исходной информации

Перед проведением замеров необходимо познакомиться с маршрутом, изучить трассу и условия движения, определить расположение остановочных пунктов.

Замеры производятся непрерывно в течение всего времени работы автобусов на маршруте. Для получения достаточных исходных данных для нормирования времени рейса (t) необходимо иметь в каждом периоде 4-3 замера  при t =30-60 мин и 6-4 замера при t = 15-30 мин.

Замеры производятся ручным хронометрированием. Все замеры и необходимые сведения о режимах движения регистрируются в карте хронометража ( см. приложение 1 ).

Обработка и анализ полученной информации производится раздельно для обоих направлений движения.

2-й этап. Определение периодов суток

Число периодов суток и их продолжительность необходимо выбирать для каждого маршрута в обоих направлениях по результатам  целодневных хронометражных замеров.

Границы характерных периодов суток могут иметь внутричасовое значение ( в пределах до 10-15 мин).

Выбор периодов суток по результатам хронометражных замеров производится в следующем порядке:

а) полученные и проанализированные данные сводятся в таблицу в хронологическом порядке замеров времени рейса ( также между контрольными пунктами )отдельно ... туда и ...обратно;

б) по характерным перепадам времени рейса  выбираются предварительные периоды и для них рассчитывается норма времени рейса. При разности этих норм в одну и более минут в соседних периодах последние имеют право на самостоятельность;

в) переход на другой период суток производится, как правило, с начального или конечного пункта  маршрута. Однако при необходимости, анализируя время пробега  между контрольными пунктами в соседних замерах предварительно выбранных периодов, уточняют не только время, но и участок, на котором происходит изменение периода. С учетом этого выбираются окончательные границы периодов, для которых устанавливается норма времени рейса.

Как правило, в крупных городах выявляются следующие характерные периоды:

1) начало движения - утренние часы пик;

2) межпиковый период;

3) вечерние часы пик;

4) период вечерний спад - завершение движения.

3-й этап. Расчет нормы времени рейса

Норма времени на пробег маршрутного транспорта складывается из следующих элементов:

- времени простоя на остановочных пунктах, а также от случайных задержек в пути;

- времени чистого движения (разгон, установившаяся скорость, торможение);

- времени, затраченного водителем на пункте контроля (диспетчерский пункт, штамп-часы, телефон и т.п. ).

Расчет нормы времени рейса  производится по формуле:

tp = (3*tmin+2*tmax ) / 5,           (1)

где tp - время рейса;

tmin,tmax - продолжительность времени рейса соответственно при наиболее и наименее благоприятных условиях движения на маршруте.

Среднее квадратическое отклонение от расчетной нормы времени рейса можно определить по формуле:

p = (tmax-tmin ) / 5 .               (2)

 

Для практических условий допустимое отклонение принимается 2P, величина которого обычно устанавливается единой для всех маршрутов. Тогда, если для данного маршрута 2P превышает принятую норму, то время рейса увеличивается на это превышение.

Для практических целей норму времени рейса следует устанавливать в целых минутах.

Независимо от разнотипности подвижного состава на маршруте норма времени на рейс устанавливается единой. Эта норма определяется по подвижному составу с более низкими динамическими качествами. Как правило, маршрут должен быть укомплектован однотипными автобусами.

Расчет скорости движения для осенне-зимнего периода

На осенне-зимний период в связи с более сложными метеорологическими и дорожными условиями и значительным сокращением светлого времени суток  устанавливаются более низкие скорости сообщения автобусного транспорта.

Снижение скоростей сообщения (увеличение времени рейса) в зависимости от специфики осенне-зимних условий  эксплуатации в данной местности колеблется в пределах 5-15 % от их величины в летних условиях.

Величина снижения скорости для осенне-зимнего периода устанавливается для каждого маршрута. При определении величины снижения скорости учитываются: ширина проезжей части, план и профиль трассы маршрута, величина и продолжительность сохранения снежного покрова в данной местности, обеспеченность средствами снегоочистки и т.п.

Надлежит придерживаться следующих пределов снижения скорости сообщения автобусного транспорта для районов: южных и с малоснежной зимой - 5 %, средней полосы -10 %,с сильными снегопадами, длительным сохранением снежного покрова и на дорогах с шириной проезжей части менее 7 метров (при недостаточности средств снегоочистки ) -15 %.

По окончании всех расчетов составляется таблица норм времени рейса на маршрут для летних и зимних условий ( см. приложение 2 ).

 

3. Содержание домашней подготовки

3.1. Ознакомиться с целью лабораторной работы.

3.2. Изучить методы и методику нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах.

3.3 Подготовить ответы на контрольные вопросы.

4. Порядок выполнения работы

4.1. Ознакомьтесь с методикой нормирования скоростей движения.

4.2. Выберите в соответствии с номером варианта  по приложению 3 один городской автобусный маршрут, изучите его трассу и условия движения.

4.3.С помощью компьютерной программы BUS.EXE проведите хронометрирование маршрута отдельно для направлений движения “туда“ и “обратно”. Все замеры внесите в карту хронометража, приведенную в приложении 1 ( Карта хронометража заполняется только для одного рейса).

4.4. Вычислите время каждого замеренного рейса.

4.5. По характерным перепадам времени рейса выберите период суток.

4.6. Для каждого из выбранных периодов определите норму времени рейса    по формуле (1) и среднее квадратическое отклонение P по формуле (2).

4.7. Определите норму времени рейса для осенне-зимнего периода.

4.8. По окончании всех расчетов заполните таблицу норм времени рейса на маршрут для летних и зимних условий, приведенную в приложении 2.

 

5. Содержание отчета о работе

5.1. Номер варианта и номер маршрута.

5.2. Заполненные карты хронометража.

5.3. Расчетные значения норм времени рейса для различных периодов суток и летнего и зимнего периодов.

 

6. Контрольные вопросы

6.1. Виды норм и методы нормирования.

6.2. Методика нормирования времени рейса для автобусов.

6.3. Хронометраж.

6.4. Расчет времени рейса.

 

Библиографический список

1. Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.Утверждены приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 .М.,1983.

2. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения / И.М.Разумов, Л.А.Глаголева, М.И.Игнатов, В.П.Ермилов.  М.,1982.