133 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО-СТИ И ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ - Страница 9

12.4. Заявка на промышленный образец и ее экспертиза

 

Состав заявки на промышленный образец

Заявка должна содержать:

–      заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) промышленного образца и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается патент, а также их местожительства или местонахождения;

–      комплект фотографий, отображающих изделие, макет или рисунок, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия;

–      чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, конвекционную карту, если они необходимы для раскрытия сущности промышленного образца;

–      описание промышленного образца, включающее перечень его существенных признаков.

Вместо фотографии рисунка может быть представлена его иная репродукция, в том числе выполненная посредством компьютерной технологии.

 

Документы, прилагаемые к заявке

К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты пошлины, с соответствующим ходатайством. При уплате пошлины в размере, меньшем установленного, кроме документа, подтверждающего уплату пошлины, представляются документ, подтверждающий основания для уменьшения ее размера, и соответствующее ходатайство.

К заявке с испрашиванием конвенционного приоритета (далее - конвенционная заявка) прилагается копия первой заявки, поданной заявителем в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - первая заявка), которая представляется не позднее трех месяцев с даты поступления конвенционной заявки в Патентное ведомство. Если первых заявок несколько, прилагаются копии всех этих заявок. При испрашивании конвенционного приоритета по заявке, поступившей по истечении 6 месяцев с даты подачи первой заявки, но не позднее двух месяцев по истечении 6-месячного срока, к заявке прилагается документ с указанием не зависящих от заявителя обстоятельств, воспрепятствовавших подаче заявки в указанный 6-месячный срок, и подтверждением наличия этих обстоятельств, если нет оснований предполагать, что они известны Патентному ведомству. Просьба об установлении конвенционного приоритета может быть представлена при подаче заявки (приводится в соответствующей графе заявления о выдаче свидетельства) или в течение двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

 

Формальная экспертиза заявки

Формальная экспертиза заявки проводится по истечении двух месяцев с даты ее поступления в ФИПС.

При проведении формальной экспертизы заявки проверяется:

–      наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней;

–      соответствие размера уплаченной пошлины количеству представленных вариантов промышленного образца;

–      соблюдение установленных требований к документам без анализа существа промышленного образца;

–      соблюдение порядка подачи, включая наличие и правильность оформления доверенности, удостоверяющей полномочия патентного поверенного;

–      относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется правовая охрана в качестве промышленных;

–      соблюдение требования единства промышленного образца;

–      не изменяют ли дополнительные материалы, если они представлены, сущность заявленного промышленного образца и соблюден ли установленный порядок их представления;

–      правильность классифицирования промышленного образца по МКПО, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем).

 

Экспертиза заявки по существу

Экспертиза заявки по существу проводится при положительном результате формальной экспертизы.

При экспертизе заявки по существу проводят:

–      установление приоритета промышленного образца;

–      проверку представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца;

–      проверку дополнительных материалов, если таковые представлены заявителем;

–      проверку соответствия условиям патентоспособности заявленного промышленного образца, охарактеризованного в перечне существенных признаков, предложенном заявителем в первоначальных материалах заявки или в дополнительных материалах, принятых во внимание при рассмотрении заявки.

 

 

§ 13. Недобросовестная конкуренция

 

 

Еще одним элементом промышленной собственности является право на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной промышленной или торговой практике. Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская кон­венция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

–      все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять пред­приятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую дея­тельность конкурента;

–      ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

–      использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозна­чений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наимено­ваниям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

–      подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

–      выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

–      неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

–      побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их кон­трактов с нанимателем;

–      угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конку­ренции в сфере торговли;

–      бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недо­пущения конкуренции;

–      демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

–      создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

–      намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

–      поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

–      выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

–      нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

 

Защита от недобросовестной конкуренции

В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах и принципах гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования знаков и фирменных наименований. Он служит дополнением к другим специальным законам, защища­ющим промышленную собственность, он может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами (например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции). Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие разделы закона о промышлен­ной собственности ее не обеспечивают. Что считать нечестным или недобросове­стным, - в большой степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в плане выработки и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной торговой практики.

В мировой практике редки случаи, когда отношения в области недобросовестной конкуренции и монополистической практики регулируются в одном нормативном акте.

Возможна защита исками о пресечении недобросовестной конкуренции формы товара. Так, согласно Закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не допускается копирование формы товара другого хозяйствующего субъекта. Копированием в данном случае считается воспроизведение внешнего вида (формы) товара конкурента, которое вызывает смешение или возможность смешения в сознании потребителей в отношении конкурирующих на рынке товаров. Для предоставления защиты от недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы соответствующее изделие завоевало репутацию на рынке путем его длительного и эффективного использования, в результате чего потребители идентифицируют его форму с соответствующими товарами его владельца. Данная норма при определенных обстоятельствах может быть направлена на запрет недобросовестного использования чужих промышленных образцов, которые по каким-либо причинам не были зарегистрированы или срок регистрации которых истек, но которые завоевали высокую репутацию на рынке.

Права на защиту от недобросовестной конкуренции могут быть эффективно защищены в административном порядке путем рассмотрения в территориальных или федеральном антимонопольных органах в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 22.03.92 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции 25.05.95 - Федеральный закон 83-ФЗ) в случаях:

–      распространения ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

–      введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

–      некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

–      продажи товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

–      получения, использования, разглашения научно-технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны без согласия ее владельца.