133 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО-СТИ И ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ - Страница 7

10.3. Заявка на полезную модель

 

Для получения правовой охраны полезной модели необходимо оформить заявку на выдачу свидетельства на полезную модель. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Патентного закона Российской Федерации заявка на выдачу свидетельства на полезную модель подается автором, работодателем или их правопреемником в Государственное патентное ведомство РФ.

В настоящее время функции патентного ведомства по приему, регистрации и рассмотрению заявок на выдачу свидетельства на полезную модель выполняет Федеральный институт промышленной собственности.

Каждое лицо, которому принадлежит право на подачу заявки, может реализовать свое право, воспользовавшись в этой части услугами патентного поверенного, зарегистрированного в патентном ведомстве (Российское агентство по патентам и товарным знакам). В то же время подача заявки только через указанного патентного поверенного является не правом, а обязанностью всех физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, и иностранных юридических лиц. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной ему заявителем.

Заявка на выдачу свидетельства на полезную модель должна содержать:

–      заявление о выдаче свидетельства с указанием автора (авторов) полезной модели и лица (лиц), на имя которого (которых) испрашивается свидетельство, а также их местожительства или местонахождения;

–      описание полезной модели, раскрывающее ее с полнотой, достаточной для осуществления;

–      формулу полезной модели, выражающую ее сущность и полностью основанную на описании;

–      чертежи;

–      реферат.

К заявке прилагаются следующие документы:

–      документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты пошлины; в случае уплаты пошлины в размере, меньшем установленного, кроме документа, подтверждающего уплату пошлины, представляются документ, подтверждающий основания для уменьшения ее размера, и соответствующее ходатайство;

–      доверенность, выданная заявителем патентному поверенному при подаче заявки через патентного поверенного.

Если заявка подается в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (конвенционная заявка) и по заявке испрашивается конвенционный приоритет, прилагается копия первой заявки (т.е. поданной в государстве - участнике Парижской конвенции).

Все требования к содержанию и оформлению документов содержатся в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель, утвержденных приказом Роспатента.

Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин и уменьшения их размера или возврата, в соответствии со статьей 33 Патентного закона устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует “Положение о пошлинах”.

 

§ 11. Товарные знаки

 

 

Товарный знак - это символ, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться раз­ными производителями и распространяться разными продавцами, и все они могут использовать свои товарные знаки. Население ориентируется на товарные знаки при выборе товаров. Если человек удовлетворен покупкой, в следующий раз он будет руководствоваться скорее всего просто товарным знаком, при этом покупа­телю неважно, кому он принадлежит. Другими словами, конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и ясно отличимыми друг от друга.

Товарные знаки могут быть самыми разнообразными. Иногда это лишь одна оригинально изображенная буква или цифра. Иногда в качестве товарного знака используются целая фраза или лозунг. Часто товарными знаками служат рисованные эмблемы без каких-либо слов. Довольно много товарных знаков представляют собой сочетание слов и эмблем, скажем на этикетке, прикрепляемой к товарам. Некоторые товарные знаки выступают как неотъемлемая часть товара, например особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмер­ными. В самом деле, бутылки (и другие емкости) с некоторыми ограничениями могут считаться товарными знаками.

Когда товарный знак связан с предоставлением услуг, его называют знаком обслуживания. Так, знаки обслуживания используются отелями, ресторанами, авиакомпаниями, туристическими агентствами, агентствами по прокату автомо­билей, прачечными и химчистками.

Товарный знак служит нескольким целям. С точки зрения лица, заинтересо­ванного в покупке товаров, товарный знак служит ориентиром при выборе того или иного товара. В этом случае выбор основывается на ожидаемых свойствах товара (размер, вес, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплу­атации и т.д.). Иными словами, покупатель ориентируется на определенное качество. Поэтому одна из функций товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара.

Другая функция товарного знака заключается в том, чтобы дать возможность изготовителям товаров распознавать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев, например магазинов, которые их продают.

Еще одна функция товарного знака состоит в том, чтобы дать возможность органам, отвечающим за контроль качества товаров, продаваемых с товарным знаком, а также любой другой организации или лицу распознать его владельца. Для этого нужно лишь посмотреть в реестре товарных знаков, на чье имя зарегистрирован данный товарный знак.

Наконец, функцией товарного знака считается и то, что он позволяет отличать товары одного производителя от похожих товаров другого производителя. Это относится прежде всего к товарным знакам, включающим название фирмы или известную потребителю эмблему.

 

11.1. Заявка на регистрацию товарных знаков

 

Заявки на регистрацию товарного знака подаются в компетентное государст­венное ведомство, которое в большинстве стран совмещено с ведомством по рассмотрению патентных заявок. Обычно оно называется ведомством по охране промышленной собственности, или ведомством по патентам и товарным знакам, или ведомством по товарным знакам.

Что касается требований к регистрации заявок, то в законах большинства стран они почти одинаковы. Обычно законы, дополняемые правилами, требуют, чтобы в заявке были представлены подробные сведения о заявителе, изображение товарного знака, перечень продуктов или услуг, для которых будет использоваться знак, и документ об уплате пошлины. Сведения о заявителе должны включать полное имя и почтовый адрес заявителя. Кроме того, обычно указывается национальность заявителя, поскольку это может оказаться важным в связи с теми или иными правами, предоставляемыми в рамках международных договоров. Если заявителя представляет его агент, то указываются полное имя и почтовый адрес последнего. Надо отметить, что большинство законов требует, чтобы если заявитель не проживает постоянно в данной стране, заявку представлял его агент. Это обусловлено тем, что при рассмотрении заявки ведомству может понадобиться встреча с заявителем, например чтобы предложить ему внести в заявку те или иные поправки.

К тому, каким должно быть прилагаемое к заявке изображение знака, существует два различных подхода. По некоторым законам, дополненным правилами, к заявке следует прилагать "клише", т.е. печатную форму, которую можно использовать для воспроизведения знака. Однако с учетом достижений в техно­логии репродуцирования большинство законов в настоящее время требует только простого изображения товарного знака, которое можно репродуцировать офсетным способом.

Что касается перечня продуктов или услуг, для которых будет использоваться товарный знак, то в интересах владельца знака сделать этот перечень как можно более полным, чтобы никакое другое предприятие не могло использовать тот же знак для товаров или услуг, которые владелец данного знака предполагает включить в сферу своей производственной деятельности. Вместе с тем в странах, где зарегистрированный товарный знак должен обязательно использоваться, слиш­ком широкий перечень может создать серьезные трудности для владельца товарного знака, так как, чтобы не потерять своих прав, он вынужден будет использовать этот знак для всех перечисленных товаров или услуг. Однако необходимо отметить, что неиспользование товарного знака только для некоторых товаров или услуг, перечисленных в заявке, не ведет к санкциям из-за неиспользования в отношении товарного знака как такового - санкции будут касаться неиспользования знака применительно именно к этим конкретным товарам или услугам.

Законы о товарных знаках многих стран требуют, чтобы список товаров и (или) услуг был составлен согласно Международной классификации товаров и услуг, принятой в соответствии с соглашением, заключенным в 1957 г. в Ницце и пересмотренным в 1967 г. в Стокгольме и в 1977 г. в Женеве.

Еще одним требованием, которое должен выполнить заявитель, является уплата пошлины. Это требование существует во всех странах, но размер пошлины везде разный.

 

11.2. Экспертиза заявки на товарный знак

 

11.2.1. Экспертиза формальной стороны заявки

 

Когда заявка на регистрацию товарного знака поступает в ведомство, то он подвергается вначале экспертизе на предмет удовлетворения формальным требо­ваниям.

Цель такой экспертизы заключается в том, чтобы определить, удовлетворяет ли заявка всем требованиям, упомянутым в законе о знаках. Эти требования сводятся к тому, чтобы заявка содержала подробные сведения о заявителе и чтобы к ней прилагались изображение знака и перечень товаров и услуг, для которых будет использоваться знак, а также квитанция об уплате пошлины. Экспертизу обычно проводит сотрудник ведомства, прошедший специальную (не обязательно юридическую) подготовку.

Если заявка не соответствует вышеперечисленным формальным требованиям, эксперт предлагает заявителю ее исправить. Правильно составленная заявка обретает силу с момента устранения в ней дефектов.

 

11.2.2. Экспертиза содержания заявки

 

В ряде стран помимо формальной стороны заявки эксперт по товарным знакам проверяет ее содержательную сторону. После этого принимается решение, может ли представленный знак служить товарным знаком и не находится ли он в конфликте с уже существующими.

Первый вопрос, который исследуют все эксперты, касается сущности знака. В этом плане необходимо установить, обладает ли представленный знак от­личительными признаками и не противоречит ли он общественным установлениям и морали.

Еще один вопрос, который может возникнуть в ходе экспертизы содержатель­ной стороны заявки, а именно, вопрос о том, не вступает ли товарный знак в конфликт с преимущественными правами, исследуется только некоторыми ведом­ствами, в частности ведомствами Великобритании и США.

В ряде других ведомств эти вопросы анализируются только по требованию третьей стороны при рассмотрении возражений.

Более поздний товарный знак будет вступать в конфликт с более ранним товарным знаком, если исходя из схожести знаков или схожести товаров и услуг средний потребитель может предположить, что продукты или услуги, предлагаемые под более поздним товарным знаком, произведены пред­приятием, которому принадлежал более ранний товарный знак. Проводя соответ­ствующую проверку, следует принимать во внимание длительность и масштаб использования более раннего товарного знака. Чем дольше и шире использовался знак, тем больше объем охраны, поскольку при этом предполагается, что по­требитель легче поверит в то, что похожий товарный знак или знак, используемый для сходных продуктов, имеет отношение к одному и тому же предприятию.

В ряде стран установлена специальная процедура, связанная с заявками на товарные знаки, - процедура возражения. Подобная процедура позволяет любой заинтересованной стороне выступить против регистрации товарного знака.

Знак обычно публикуется в официальном бюллетене ведомства с указанием, что возражения против регистрации могут быть заявлены любой заинтересованной стороной в течение определенного срока, например в течение трех месяцев с момента публикации.

Когда возражение зарегистрировано, ведомство обычно информирует о нем заявителя, предоставляя последнему возможность ответить.

Некоторые законы предусматривают, что, оспаривая возражения, заявитель может опираться на тот факт, что более ранний товарный знак, существование которого послужило основой для возражения, использовался лишь определенное время, например в течение пяти лет. В этом случае владельцу более раннего товарного знака придется доказывать, что этот знак действительно использовался. Если он не сможет доказать факт использования, возражение будет отклонено без рассмотрения его сути.

Если возражение обоснованно, например поскольку имеет место конфликт с более ранним товарным знаком, используемым оппонентом, то ведомство откажет заявителю в регистрации знака.