133 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО-СТИ И ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ - Страница 4

6.1.2. Органы Парижского союза

 

Страны, участвующие в Парижской кон­венции, образуют союз по охране промышленной собственности. С соз­данием союза Парижская конвенция выходит за рамки простого договора, устанавливающего права и обязанности. Она также устанавливает юри­дическое лицо в системе международного права с необходимыми органами для выполнения определенных задач. С административной точки зрения союз образует единую организацию, он и обеспечивает связь между различными актами Парижской конвенции.

Согласно Парижской конвенции, государство, которое становится членом союза, присоединяясь к последнему (Стокгольмскому) акту этой кон­венции, связывает себя обязательствами сотрудничества со всеми стра­нами-членами, даже с теми, которые еще не присоединились к Сток­гольмскому акту. Статья 27(3) конвенции предусматривает, что такая страна должна применять Стокгольмский акт также к странам - членам союза, которые еще не присоединились к этому акту, и признавать, что страны-члены, которые еще не связаны резолютивными положениями Стокгольмского акта, могут применять в своих отношениях с ней поло­жения самого последнего акта конвенции, в котором они участвуют.

Союз имеет три административных органа - Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое Генеральным ди­ректором Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Об Ассамблее говорится в ст. 13. В Ассамблее участвуют все страны - члены союза, связанные по крайней мере административными поло­жениями Стокгольмского акта. Ассамблея является главным органом союза и наделена всеми необходимыми полномочиями для выработки политики и для управления. Она занимается всеми вопросами, касающимися сохра­нения и развития союза и реализации Парижской конвенции. В частности, Ассамблея дает указания относительно подготовки конференций по пере­смотру конвенции, рассматривает и утверждает доклады и действия Генерального директора ВОИС, касающиеся союза, дает Генеральному ди­ректору инструкции по вопросам, которые находятся в пределах компе­тенции союза. Она определяет программу, принимает двухгодичный бюд­жет союза и утверждает его финансовые отчеты. Ассамблея собирается один раз в два года на обычную сессию вместе с Генеральной ассамблеей ВОИС.

Ассамблея имеет Исполнительный комитет, о котором говорится в ст. 14. Количество стран - членов Исполнительного комитета составляет одну четвертую часть количества стран - членов Ассамблеи. Исполнительный комитет выбирается Ассамблеей на период между двумя обычными сессиями. При этом должное внимание уделяется справедливому географическому распределению. Исполнительный комитет собирается раз в год на обычную сессию вместе с Координационным комитетом ВОИС.

Исполнительный комитет является органом союза с более ограниченной компетенцией. Он выполняет функции, которые должны выполняться в период между обычными сессиями Ассамблеи, готовит сессии Ассамблеи и принимает все необходимые меры, чтобы обеспечить выполнение программы.

Положения, касающиеся Международного бюро, содержатся в ст. 15. Международное бюро ВОИС решает все административные задачи, касающиеся союза, и выполняет функции секретариата различных органов союза. Руководит Международным бюро ВОИС Генеральный директор, он является также главным должностным лицом союза.

 

 

 

 

6.2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

 

Целью конвенции является охрана прав авторов литературных и художественных произведений. К ним относятся все оригинальные произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены. Охрана некоторых категорий произведений является, однако, необязательной. Так, каждое государство, участвующее в Бернской конвенции, может решить, будет ли оно обеспечивать охрану официальных текстов законодательного, административного и юридического характера, произведений прикладного искусства, лекций, обращений и других произведений подобного рода. Конвенция предусматривает также, что предоставление произведениям охраны может зависеть от того, закреплены ли они в материальной форме. Следует подчеркнуть, что это, однако, также не является обязательным условием - например, песня, исполненная только устно, может также подпадать под охрану.

Основные принципы Бернской конвенции состоят в следующем.

Во-первых, устанавливается так называемый национальный режим. Согласно этому принципу, произведениям, появляющимся в одной из стран - членов Бернского союза, должна предоставляться такая же охрана в других странах-участницах, какая предоставляется последними произведениям собственных граждан.

Во-вторых, такой национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей, т.е. охрана предоставляется автоматически и не связана с регистрацией, депонированием или каким-либо формальным действием в плане предоставления охраны публикации произведения.

В-третьих, предоставление охраны не зависит от существования охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. Имеются, однако, несколько исключений из этого правила, главным из которых является то, что если страна обеспечивает более продолжительный срок охраны, чем минимум, предписываемый конвенцией, а в стране происхождения произведения охрана уже прекращена, то в данной стране в охране после этого может быть отказано.

Что касается минимальных стандартов охраны авторских прав, то с учетом определенных оговорок, ограничений и исключений, которых мы вкратце коснемся ниже, правами, которые должны быть признаны в качестве исключительных прав на разрешение использовать произведение, являются следующие:

–      право на перевод;

–      право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;

–      право на широкое вещание;

–      право на изготовление репродукций любым способом или в любой форме;

–      право на создание кинофильмов на основе произведения;

–      право на создание адаптации.

Охрана произведения, согласно Бернской конвенции, длится на протяжении жизни автора и 50 лет после его смерти. Но есть некоторые исключения из этого основного правила. Нельзя предоставлять охрану на более продолжительный срок, чем предусматривает закон страны происхождения произведения. Это правило относится, вообще говоря, к срокам охраны, превышающим 50 лет; однако те страны, которые уже связаны более ранним, Римским, актом Бернской конвенции и предоставляли охрану на срок менее 50 лет, имеют право предоставлять такой срок даже после присоединения к Парижскому акту конвенции. В отношении таких стран другие государства могут также применять сроки менее длительные, чем 50 лет. Но большинство стран мира законодательно приняли срок охраны, равный 50 годам, поскольку этот срок охватывает среднюю продолжительность жизни автора и его прямых потомков. Это также может дать стимул, необходимый для поощрения творческой деятельности, а в развивающихся странах устанавливает также справедливый баланс между интересами авторов и потребностями общества.

Своего рода противовесом минимальным стандартам охраны являются некоторые другие положения Бернской конвенции, ограничивающие строгое применение правил, касающихся исключительного права. Это, в частности, положение о "честном использовании", например в случае цитирования опубликованного произведения или изготовления копий произведения для личного пользования. Далее, страны союза по своему усмотрению могут разрешать использование произведений литературы и искусства в качестве иллюстраций в публикациях, в теле- и радиопередачах, а также в записях, выполняемых для учебных нужд, в той степени, в какой это оправдывается поставленной целью. Однако всегда надо указывать источник используемого произведения и имя его автора.

 

 

 

 

 

 

§ 7. Общая характеристика патентного закона    Российской Федерации

 

 

Первоначально Патентный закон России был принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1992 г. (далее - Закон).

Однако в предписанный срок в действие он введен не был. Дело в том, что в результате изменения Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности было отнесено к совместной компетенции Федерации и республик, входящих в состав России, что ни в Законе, ни в постановлении о введении его в действие учтено не было. Закон был возвращен на доработку в Верховный Совет. Он вновь рассматривался и был принят повторно на пятой сессии Верховного Совета России 23 сентября 1992 г. Вышеуказанные противоречия были устранены.

В статье 1 говорится, что настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Ключевым в вышеуказанной норме является словосочетание "принимаемыми на его основе законодательными актами республик". Данная запись означает, что законодательные акты республик, регулирующие патентные правоотношения, могут развивать и детализировать положения Федерального закона и не должны ему противоречить. Так, указанные в статье 2 Патентного закона функции (в частности, осуществление единой политики в области промышленной собственности, экспертиза заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, государственная регистрация, выдача патентов, публикация официальных сведений, издание подзаконных нормативных актов и разъяснений) отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти в лице Государственного патентного ведомства Российской Федерации (далее - Патентное ведомство).

Анализ мирового опыта в данной области показывает, что в большинстве государств, имеющих федеративное устройство, законодательство в области интеллектуальной собственности и патентные службы построены на принципе строгой централизации. И это естественно, иначе и не может быть, поскольку трудно даже представить себе, какие национальные или региональные особенности могут стать причиной различного регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности на территории различных субъектов Федерации. Без единообразной и направляемой центром политики развития творческой деятельности невозможно оптимально стимулировать технический, экономический и социальный прогресс в стране.

Патентный закон России введен в действие с момента его опубликования - 14 октября 1992 г. В целом он прогрессивен и призван работать на углубление экономической реформы в стране. Это ключевой закон в сфере охраны промышленной собственности, который способствует решению ряда узловых проблем в развитии научно-технического прогресса.

В своей основе многие положения Патентного закона сходны с соответствующими положениями союзного Закона об изобретениях (единая форма правовой охраны изобретений - патент, критерий патентоспособности и др.). Вместе с тем имеется ряд принципиальных отличий, соответствующих происходящим в стране социально-экономическим преобразованиям. Так, в российском Законе отсутствуют конкретные положения, относящиеся к государственному стимулированию использования изобретений, финансированию изобретательской деятельности, защите трудовых и иных прав и льгот изобретателей. В отношении данных вопросов здесь имеется только одна статья - статья 34, которая носит отсылочный характер. В ней декларируется, что государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предполагается, что ряд этих важных правоотношений будет урегулирован в специальных законах.

В отличие от союзного Закона Патентный закон предусматривает правовое регулирование трех объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Идентичное решение было принято в Китае в 1984 г. Правовая охрана полезных моделей вводится в России впервые. В иерархии технических решений данный объект занял место между изобретениями и рационализаторскими предложениями.

Иначе, чем в союзном Законе, регулируется вопрос о служебных изобретениях: теперь право на служебное изобретение закреплено за работодателем. Вместе с тем по договору между сторонами право на получение патента может перейти к служащему.

Высшим органом по рассмотрению определенной категории патентных споров, по российскому Закону, является не Патентный суд, а Высшая патентная палата.