133 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО-СТИ И ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ - Страница 2

§ 4. Евразийская региональная патентная система

 

 

Разработка и принятие Евразийской патентной конвенции являются следствием объективных процессов патентной интеграции, происходивших на постсоветском евразийском пространстве. Реальные шаги по созданию Евразийской патентной системы были предприняты в 1993 г.

12 марта 1993 г. в г. Москве состоялось совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Статья 1 данного Соглашения предусматривала, в частности, разработку Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Вскоре, однако, от идеи разработки полномасштабной Конвенции, включающей ряд объектов промышленной собственности, пришлось отказаться. На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться интеграцией в области охраны изобретений.

Официальное подписание Евразийской патентной конвенции состоялось 9 сентября 1994 г. в г. Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ. Конвенция была подписана главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

С вступлением в силу 12 августа 1995 г. Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) создана региональная патентная организация государств двух континентов - Европы и Азии. По состоянию на 1 января 2000 г. государствами - участниками ЕАПК (Договаривающимися государствами) являются следующие государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Туркменистан.

Поскольку Евразийская патентная конвенция носит открытый характер, подтверждаемый ее статьей 26, она не ограничена участием государств СНГ. Членство в ЕАПК открыто для любого государства - члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации, которое расположено в Европе или Азии. Данный вывод подтверждается также материалами второго (первого очередного) заседания Административного совета ЕАПО (30 ноября - 1 декабря 1995 г.), где указано, что Евразийская патентная организация является открытой международной (межправительственной) организацией и по своему статусу не входит в систему организаций СНГ. С 1 января 1996 г. приступило к работе по приему и рассмотрению евразийских заявок Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

Действие ЕАПК на территории государств-участников обеспечивает:

–      упрощение и удешевление процедуры получения евразийского патента, имеющего силу во всех государствах - участниках [одна евразийская заявка на одном языке (русском) - один евразийский патентный поверенный - одна экспертиза - единый евразийский патент];

–      получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной проверочной экспертизы евразийских заявок, предоставляющих их владельцам больше полномочий по защите своих прав, чем национальные патенты;

–      гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного пространства на основе ЕАПК и принятых для ее применения других нормативных актов.

Декларируя стремление государств-участников ЕАПК создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45 (п.1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г.

Статьей 1 ЕАПК предусматривается учреждение Договаривающимися государствами Евразийской патентной системы. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п.1 статьи 1 ЕАПК предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений.

Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации.

Следовательно, Евразийская патентная организация - региональная международная организация, имеющая наднациональный характер, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п.5 статьи 2 ЕАПК, согласно которому ЕАПО является межправительственной организацией.

Данные обстоятельства означают, что ЕАПО по своей природе является субъектом международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них - это ее международная правосубъектность, то есть возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом ЕАПО, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности - это права и обязанности государств-участников, взятых вместе в совокупности.

Согласно п.5 статьи 2 ЕАПК, Организация имеет статус юридического лица. В каждом Договаривающемся государстве ЕАПО обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. При этом следует отметить, что ЕАПО не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это необходимо для того, чтобы международная организация ни в коем случае не попала в зависимость от одного или группы государств-членов.

В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей. В рамках Евразийской патентной системы - это Соглашение между правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации, вступившее в силу 15 апреля 1998 г.

Официальный язык ЕАПО - русский, а местонахождение ее штаб-квартиры - г. Москва.

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный совет. Это своего рода представительный орган, в котором участвует каждое Договаривающееся государство. Его общая задача - контроль за деятельностью Евразийского патентного ведомства.

Евразийское патентное ведомство выполняет роль исполнительного органа ЕАПО. Как сказано в статье 4 ЕАПК: "Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации". Евразийское ведомство возглавляет Президент, являющийся высшим должностным лицом ЕАПО.

Евразийская патентная конвенция, являющаяся актом высшей юридической силы в системе нормативных актов ЕАПО, представляет собой правовую основу Евразийской патентной системы.

Сама Евразийская патентная конвенция имеет "рамочный" характер, т.е. в ней определены основополагающие нормы, которые получили развитие и детализацию в других нормативных актах, в первую очередь в нормативных актах, утвержденных Административным советом ЕАПО, а именно: в Административной инструкции, Патентной инструкции, Финансовой инструкции, Правилах процедуры Административного совета ЕАПО, Положении о пошлинах ЕАПО.

В частях III и IV ЕАПК закреплены соответственно материальные и процедурные нормы патентного права. Основные их положения сводятся к следующему.

Конвенцией предусматривается заявительская система подачи заявки, согласно которой патент выдается первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения. Как сказано в статье 7(2) ЕАПК, для целей процедуры в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику.

Патентоспособным признается изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. При этом описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Патентовладелец обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Он может также распоряжаться своим правом: передавать или выдавать на него лицензии. После опубликования евразийской заявки заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальными законодательствами Договаривающихся государств.

Споры, касающиеся действительности евразийского патента или нарушения евразийского патента в конкретном государстве-участнике, разрешаются национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании ЕАПК и Патентной инструкции (статья 13(1) ЕАПК). При этом решение по спору имеет силу на территории того государства-участника, где оно было вынесено, а не во всех государствах-участниках ЕАПК, то есть это решение не имеет абсолютного характера.

В статье 14 ЕАПК приведен примерный перечень деталей, касающихся материальных норм патентного права, которые должны содержаться в Патентной инструкции, включая, например, правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент.

Согласно статье 15 ЕАПК, евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское ведомство или (для заявителей Договаривающихся государств) через национальное патентное ведомство Договаривающегося государства, если это предусмотрено законодательством данного государства.

Процедура получения евразийского патента включает следующие этапы: проведение формальной экспертизы, проведение патентного поиска, публикация евразийской заявки, рассмотрение заявки по существу.

Формальная экспертиза евразийской заявки, в том числе поступившей из национального ведомства, проводится в двухмесячный срок с даты ее поступления в ЕАПВ при наличии документа, свидетельствующего об уплате пошлины.

Патентный поиск по евразийской заявке проводится на основе формулы изобретения с соответствующим учетом описания и, в случае необходимости, с привлечением дополнительных материалов.

Евразийская заявка публикуется ЕАПВ по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета либо по ходатайству заявителя ранее указанного срока.

По ходатайству заявителя, поданному в ЕАПВ до истечения шести месяцев с даты публикации евразийской заявки, а если отчет о патентном поиске публикуется отдельно, то с даты его публикации, и при уплате пошлины ЕАПВ проводит экспертизу заявки по существу.

Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, ЕАПВ принимает решение о выдаче евразийского патента при условии, что заявитель согласен с редакцией евразийского патента, в которой ЕАПВ намеревается его выдать. Если патентной экспертизой установлено несоответствие предложенного решения какому-либо условию патентоспособности, выносится решение об отказе в выдаче патента.

При несогласии с решением ЕАПВ об отказе в выдаче патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать в ЕАПВ возражение. Это возражение рассматривается в четырехмесячный срок со дня его получения ЕАПВ коллегией, состоящей из трех экспертов, по крайней мере, два из которых ранее не принимали решения по существу данного возражения. Постановление по возражению на решение ЕАПВ, утвержденное Президентом, является окончательным.

В течение четырех месяцев с даты направления ЕАПВ заявителю уведомления о готовности выдать евразийский патент (или в течение трех месяцев с даты получения уведомления заявителем) уплачивается пошлина за выдачу евразийского патента и его публикацию. После получения этой пошлины ЕАПВ направляет заявителю решение о выдаче евразийского патента, производит регистрацию патента в Реестре евразийских патентов, осуществляет публикацию и выдачу патента.

Дата публикации сведений о выдаче евразийского патента считается датой выдачи евразийского патента. Евразийский патент имеет действие на территории всех Договаривающихся государств с даты его публикации (без уплаты каких-либо дополнительных пошлин) до даты уплаты первой годовой пошлины за поддержание евразийского патента в силе, соответствующей дате подачи евразийской заявки (единый характер действия евразийского патента). После уплаты первой годовой пошлины и указания каждого Договаривающегося государства, в котором владелец евразийского патента желает продолжения его действия, евразийский патент действует на территории указанных Договаривающихся государств (всех Договаривающихся государств или части из них).

Таким образом, после указания владельцем евразийского патента Договаривающихся государств, в которых он намерен поддерживать свой патент в силе, единый евразийский патент распределяется, образно говоря, по "национальным квартирам", по числу указанных Договаривающихся государств.

В статье 19 ЕАПК изложен примерный перечень деталей, касающихся евразийской патентной процедуры, которые должны присутствовать в Патентной инструкции, в частности условия и процедура административного аннулирования евразийских патентов.

Часть V ЕАПК касается важных вопросов применения Договора о патентной кооперации.