133 ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННО-СТИ И ПАТЕНТОВЕДЕНИЕ

Введение

 

 

Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали новые различные направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника репродуцирования произведений.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности».

Главная задача авторского права и промышленной собственности (интеллектуальной собственности) - за­щита прав авторов и патентообладателей и пресечение недобросовестной конкуренции.

К настоящему времени в основ­ном завершено создание единой государственной патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. В этом плане Россия, конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с другими бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные патентные органы и фонды были сосредоточены в Москве, и именно на их базе была создана российская патентная служба. За короткий период в Российской Федерации возник институт патентных поверенных, который продолжает сейчас активно развиваться.

Ска­занное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассмат­риваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, кото­рые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизован­ного общества.

§ 1. Понятие интеллектуальной собственности

 

 

Наиболее важной характеристикой собственности является то, что собст­венник, или владелец, может использовать свою собственность так, как он пожелает, и никто больше не может законным образом использовать его собственность без его разрешения. Конечно, существуют общепризнанные пределы осуществления этого права. Например, владелец участка земли не всегда волен сооружать на нем здания любых желаемых размеров - он должен соблюдать соответствующие правовые требования и подчиняться административным решениям.

Вообще говоря, существует три вида собственности:

–      собственность, состоящая из движимых вещей, таких, например, как наручные часы или автомобиль. Никто кроме владельцев этих предметов не может ими пользоваться. Конечно, собственник может разрешить другим пользоваться его соб­ственностью, но на законных основаниях. Использование же собствен­ности без разрешения ее владельца вообще является незаконным. Кроме того, право на пользование не безгранично: при использовании этого права необходимо уважать права других лиц (например, в ситуации, когда дорога находится в частной собственности другого лица, «административными» правилами устанавливаются возможность проезда по этой дороге, предельные скорости для автомобилей);

–      недвижимая собственность - земля и постоянно находящиеся на ней объекты, например дома. Ограничения на этот вид собственности связаны с требованиями, предъявляемыми при строитель­стве зданий;

–      интеллектуальная собственность, объектами которой являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится инфор­мация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация. Так же как на собственность в виде движимого и недвижимого имущества, на интеллектуальную собственность существуют некоторые ограничения, например ограничения продолжительности действия авторского права (копирайта) и патентов.

Интеллектуальная собственность - это условное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собст­венности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются:

–      литературные, художественные произведения и научные труды;

–      исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

–      изобретения во всех областях человеческой деятельности;

–      научные открытия;

–      промышленные образцы;

–      товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;

–      пресечение недобросовестной конкуренции.

Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает также результаты деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства, которые хотя и представляют коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются. Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности, и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Авторское право, смежные права, интеллектуальная промышленная собственность

 

 

2.1. Авторское право (копирайт)

 

Авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторским правом охраняются произведения литературы и искусства, такие как стихи, проза, музыкальные произведения, произведения живописи, кинематографии и т.д. В большинстве европейских языков, кроме английского, вместо слова "копирайт" используется термин "авторское право". В английском языке слово "копирайт" обозначает действие, которое может производиться только автором того или иного произведения литературы или искусства либо с разрешения автора. Это действие состоит в изготовлении копии произведения - книги, картины, скульптуры, фотографии, кинофильма. Словосочетанием же "авторское право", употребляемым по отношению к лицу, являющемуся создателем произведения искусства, его автором, подчеркивается признаваемый в большинстве законодательств факт, что автор имеет определенные особые права на свое произведение, в частности право воспрепятствовать искаженному его воспроизведению (так, воспроизведение может осуществляться только самим автором, тогда как изготовление копий может осуществляться другими лицами, например издателем, который получил лицензию на это от автора).

Вообще говоря, авторским правом охраняется выражение авторской идеи, а не сама идея. Так, если автор публично высказывает идею, касающуюся сборки радиоприемника, копирайт, возникающий при публикации этой идеи в форме статьи или обзора, не будет препятствовать использованию данной идеи третьей стороной для создания такого приемника, но будет защищать ее автора от изготовления копий его статьи без его согласия. Что касается самого изобретения, то оно защищено копирайтом, но может быть защищено на других основаниях в рамках права промышленной собственности. Суть в том, что идеи как таковые охраняются копирайтом. Если лицо, которое довело свои идеи до общего сведения, например в разговоре, не имеет права на патентную защиту, оно не может воспрепятствовать использованию этих идей другими. Но когда та или иная идея выражена в материальной форме, то для описаний, нот, чертежей и т.д., в которых она воплощена, существует защита в виде авторского права.

Однако для того чтобы работа охранялась авторским правом, она должна быть оригинальным произведением. Идеи, содержащиеся в ней, не обязательно должны быть новыми, но литературная или художественная форма их выражения должна быть оригинальным произведением автора. В этой связи следует отметить, что требование оригинальности относится как к содержанию, так и к форме. Но в том, что касается формы выражения, оценка оригинальности иногда представляет трудности. Это относится, например, к произведениям искусства (особенно жи­вописи и скульптуры), по отношению к которым использование копирайта связано преимущественно с демонстрацией или продажей оригинала. Тот факт, что автор позволяет себе расстаться с оригиналом, вовсе не означает, что он должен отказаться от получаемой с этого оригинала прибыли. Так, некоторые законода­тельные акты обеспечивают получение автором доли прибыли от его произведения, предусматривая "последующее право", позволяющее автору каждый раз при продаже произведения получать процент от продажной цены.

Окончательная фиксация произведения в материальной форме (в виде руко­писного или печатного текста, фотографии, звуко- или видеозаписи, скульптуры, конструкции, картины, графической продукции и т.д.) не всегда является необ­ходимым условием для его защиты. Однако в некоторых странах (примечательно, что именно в тех, которые следуют англо-американской правовой системе) требу­ется - главным образом ради доказательства права на защиту - определенная фиксация произведения еще до того, как будет гарантирована защита.

Произведения могут быть опубликованы или не опубликованы. Значение, которое должно придаваться понятию "публикация", было предметом серьезных споров. В конце концов, все сошлись на том, что распространение произведения должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, причем необходимо учитывать природу произведения, так как очевидно, что удовлетворение потребностей публики, например, в книгах - это не то же самое, что удовлетворение потребности в грампластинках или фильмах. Некоторые действия, такие как сценическое представление, декламация, радиовещание, не охватываются понятием "публикация", поскольку они порождают временное впечатление, тогда как публикация (в широком смысле, а не только в смысле фиксации графическим способом) позволяет оценивать сущность произведения.

Наконец, охрана произведения не зависит от его качества или ценности: оно будет защищено независимо от того, является ли оно плохим или хорошим в эстетическом плане, и даже независимо от цели, для которой это произведение предназначено, потому что возможное его использование не имеет ничего общего с его защитой.

Для создателя продукта умственной деятельности авторское право - это в основном право на признание как автора произведения и право извлекать из него прибыль путем получения в течение определенного периода доходов, которые приносит это произведение. Защита авторского права в общем предполагает, что использование кем-либо произведений или некоторые связанные с этим действия незаконны, за включением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца копирайта. Речь идет, в частности, о копировании или воспроизведении любым способом и в любой форме любого вида произведения, о публичном представлении некоторых произведений (таких, как музыкальные, драматические, кинематог­рафические), о широковещательной трансляции всех видов произведений по радио, телевидению или другими средствами, а также об адаптации произведения для другого средства массовой коммуникации. На такого рода использование нужно получить предварительное разрешение, но иногда принадлежащее автору или владельцу копирайта исключительное право на разрешение использовать или опубликовать произведение заменяется простым правом на вознаграждение при использовании или публикации произведения, а в некоторых случаях по закону возможно его использование даже без выплаты вознаграждения

Права существуют для того, чтобы их уважали, и если этого не происходит, то применяются санкции. Любое неправомочное использование произведения, защищенного авторским правом, когда разрешение на такое использование требуется по закону, является тем, что называется нарушением авторского права (например, вос­произведение, публичное представление, широковещательная трансляция или какая-либо другая передача произведения публике, осуществляемая без разре­шения, адаптация в какой-либо иной форме без согласия автора, плагиат и т.д.) Законодательство устанавливает санкции для защиты от противоправных деяний, связанных с такими нарушениями. Санкции могут быть гражданскими или уго­ловными в зависимости от тяжести нарушения.

Общепринято, что весь комплекс прерогатив, которые составляют копирайт, должен быть признан и защищен, по крайней мере, на протяжении жизни автора. После его смерти произведение некоторое время продолжает находиться под защитой. Особый характер собственности на произведения литературы и искусства, вытекающий из предназначения творений человеческого разума, которое заклю­чается в обогащении культуры общества, потребовал законодательно ограничить срок действия исключительных прав на использование произведения, переходящих к потомкам автора. Период сохранения таких прав составляет 50 лет после смерти автора. Считается, что это обеспечивает справедливый баланс между сохранением экономических прав, принадлежащих автору, и потребностью общества в доступе к явлению культуры.

По истечении срока защиты произведение становится общественным досто­янием, т.е. оно может использоваться кем угодно без какого-либо разрешения. Однако в этой связи следует упомянуть о введении в некоторых странах статуса так называемого платного общественного достояния. Этот статус предполагает, что при использовании произведения, которое больше не защищено авторским правом, следует, тем не менее, выплачивать долю дохода от его использования специально назначенному органу или правомочному ведомству. Собранные таким образом средства часто используются для общественных целей, социального обеспечения и развития культуры.

 

2.2. Смежные права

 

Существуют три типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя произведения на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио- и телепередачи. Охрана прав тех лиц, которые помогают создателю произведения интеллектуаль­ного творчества распространять его, если оно изначально было предназначено авторами для распространения среди широкой публики, обеспечивается тем пра­вом, которое известно как смежное право, или право, соседствующее с авторским.

Донести свое произведение до как можно более широкой аудитории не всегда удается самому автору. Для распространения произведения часто требуется учас­тие посредника. Используя свои профессиональные качества, он может представить произведение в такой форме, которая сделает его доступным для широкой публики. Пьеса должна быть представлена на сцене, песня - исполнена певцом, а затем распространена в виде записей или передана по радио и телевидению. Лица, использующие литературные, художественные или научные произведения для представления их широкой публике, также нуждаются в защите от нелегального использования результатов своего труда.

Проблемы, касающиеся категории посредников, очень остро встали в пос­ледние несколько десятилетий в связи с огромными достижениями технического прогресса. В начале столетия, например, сценическое воплощение образов актерами заканчивалось вместе с окончанием пьесы, в которой они играли; то же самое было верно и в отношении музыкантов, исполняющих какое-либо произведение. С изобретением звукозаписи, радио, кино, телевидения, видеозаписи и искусст­венных спутников положение изменилось.

Изобретение фонограмм и записывающих устройств оказало значительное влияние на характер профессиональной деятельности артистов-исполнителей. Оно позволило записывать исполнение на магнитных пленках, кассетах, видеопленках и т.д. То, что раньше было локализованным кратковременным исполнением произведения в зале перед ограниченной аудиторией, теперь может использоваться бесконечно перед практически неограниченной аудиторией. Стало возможным не только записывать и воспроизводить звук, но также и репродуцировать записи в больших количествах. С изобретением видеозаписи стала возможной также фик­сация подвижных изображений. Исполнение авторов и музыкантов сейчас может быть закреплено в материальной форме, а затем осуществлено повторно.

Точно так же изобретение радио и телевидения оказало свое влияние на способы использования произведений. Произведения литературного и художест­венного творчества авторов сейчас уже доступны не только тем людям, которые смотрят пьесу, слушают оперу или другое музыкальное произведение в театраль­ном или концертном зале, но и аудитории, находящейся далеко за пределами этих залов. По всей стране и даже за рубежом зрители и слушатели могут принимать трансляцию драматического или музыкального представления в своих собственных домах или в общественных местах, например в ресторанах и отелях.

Внедрение различных технологических новшеств сделало возможным репро­дуцирование сценических представлений и концертов и их осуществление без присутствия самих артистов, причем пользователям уже не требуется каждый раз заключать соглашения с исполнителями. Но это вызвало определенные негативные последствия: стало сокращаться количество непосредственных исполнений, появилось то, что затем начали называть технологической безработицей среди профессиональных артистов. Отсюда возникла необходимость обеспечения защиты интересов актеров-исполнителей.

Точно так же развитие технологии производства и быстрое распространение грамзаписей и кассет привело к необходимости обеспечения защиты интересов производителей фонограмм. Привлекательность фонограмм и доступность на рынке все более и более совершенных устройств записи звука породили проблему "пиратского" изготовления записей, и эта проблема к настоящему времени стала серьезной во всем мире: по некоторым оценкам, ежегодно несанкционированным образом изготавливается записей на сумму более 1 млрд долл. Кроме того, наблюдается все более и более широкое использование записей организациями радиовещания, и хотя использование записей в передачах служит рекламой фонограмм и их авторов, вместе с тем фонограммы стали существенной составной частью ежедневных радиопрограмм. Поэтому так же, как актеры-исполнители, стали требовать защиты своих прав производители фонограмм. Такая защита должна включать охрану от несанкционированного копирования фонограмм, а также компенсацию за использование фонограмм для передачи по радио или за доведение фонограмм до публики другим способом.

С внедрением указанных выше технологических новшеств стала осознавать­ся необходимость обеспечения специальной охраны интересов исполнителей, про­дюсеров и организаций широкого вещания. Исполнители стали требовать про­ведения исследований, направленных на обеспечение защиты их прав при все возрастающих масштабах записи их исполнений, что приводило к серьезному снижению их доходов и сокращало возможности заниматься исполнением непос­редственно перед аудиторией. Они почувствовали, что фонограммы могут заменить самих исполнителей в театрах, ресторанах, кафе и т.д. Кроме того, если ис­полнителю платить только один раз за запись фонограммы, а затем использовать ее в интересах третьей стороны, то это не только лишит исполнителей каких-либо доходов от повторного исполнения записи, но также поставит их в такое положение, когда придется конкурировать со своими же записями, для того чтобы заработать на жизнь непосредственным исполнением.

В отличие от большинства международных соглашений, которые обычно базируются на национальных законах и представляют собой их синтез, междуна­родная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций широкого вещания, известная как Римская конвенция, отражает попытку разработать международное законодательство в новой области, где до сих пор существовало всего несколько национальных законов. Это означает, что большинству стран надо было подготовить и принять свои национальные законы, прежде чем они могли присоединиться к конвенции. После подписания конвенции в 1961 г. большое число (более 50) стран приняли национальные законы, соответ­ствующие требованиям конвенции, а некоторые страны рассматривают такие законопроекты в настоящее время.

Права актеров-исполнителей, производителей фонограмм и организаций ши­рокого вещания обычно называются смежными правами, так как они развивались параллельно с авторским правом, а выполнение законов о смежных правах очень часто связано с выполнением законов об авторском праве. Развитие технологии привело к необходимости не только защищать права авторов литературных, художественных и научных работ посредством авторского права, но также обес­печивать эффективную защиту интересов различных посредников, которые занима­ются распространением охраняемых авторским правом произведений. Законо­дательство по авторскому праву может включать положения смежного права в отдельной главе, посвященной защите прав исполнителей, изготовителей фоно­грамм и организаций массового вещания.

Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телеве­щания. Все большее число стран уже охраняет все или некоторые из этих прав с помощью соответствующих положений, которые обычно включаются в законы об авторском праве.

Наиболее важными категориями смежного права являются право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование или прямое вещание сценических либо концертных представлений или другие формы доведения до публики результатов их творческой деятельности без получения предварительного их согласия; право производителей фонограмм разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также импорт и распространение несанкционированных дубликатов фонограмм; право организаций широкого вещания разрешать или запрещать повторное вещание их программ другими станциями, также запись и распространение этих программ. В некоторых странах принимают меры по предотвращению незаконного распространения на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую авторам произведений нормами авторского права или положениями международных соглашений.

Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют; поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и не допустить незаконного использования результатов их творческой деятельности.

Пиратством в области смежного права обычно называют репродуцирование фонограмм любыми возможными способами для передачи их населению, а также ретрансляцию программ другой станции без получения соответствующей санкции. Несанкционированная фиксация непосредственного исполнения на концерте или радио- либо телетрансляции с последующим репродуцированием и продажей полученных таким образом копий называется бутлегингом или торговлей контра­бандными товарами.

§ 3. Конвенция о выдаче европейского патента

 

 

Усиление процессов экономической интеграции в странах Западной Европы потребовало создания патентно-правового регулирования, которое содействовало развитию этих процессов, устранив препятствия в деле получения охраны изобретений за границей. С этой целью планировалось создать европейскую патентную систему, основанную на единой процедуре выдачи патента с действием его на территории любого договаривающегося государства. Длинная процедура должна была обеспечить применение к заявочным материалам и изобретению общих требований, которые бы действовали в каждом договаривающемся государстве, с тем, чтобы выданный патент не противоречил нормам национального права. Идея создания европейской патентной системы была реализована лишь в 70-х годах, когда 5 октября 1973 г. в Мюнхене была заключена Конвенция о выдаче патента (Европейская патентная конвенция), а 15 декабря 1975 г. в Люксембурге - Конвенция о европейском патенте для Общего рынка (Конвенция о патенте ЕЭС).

Европейская патентная конвенция регулирует только процедуру выдачи европейского патента, который, будучи выданным, приобретает национальное значение в странах, для которых он был испрошен.

Конвенция о патенте ЕЭС регулирует отношения, складывающиеся уже после выдачи европейского патента, и охватывает территорию Сообщества как некую единую территорию в пределах границ всех стран-участниц. Конвенция о патенте ЕЭС предусматривает, что европейский патент, испрошенный в заявке хотя бы для одной страны ЕЭС, будет действовать как единый на территории всего Сообщества.

Европейская патентная конвенция вступила в силу 7 октября 1977 г. К ней присоединились Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Италия, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция и Греция.

Конвенция о патенте ЕЭС еще не действует.

Для осуществления процедуры выдачи европейского патента создана Европейская патентная организация. Выдачу европейского патента осуществляет Европейское патентное ведомство.

Понятие патентоспособного изобретения сформулировано следующим образом: европейским патентом охраняются изобретения, обладающие новизной, промышленной применимостью и являющиеся результатом изобретательской деятельности.

 

 



 
подготовка на морские права. гдз переводы текстов - смотрите информацию здесь