3361 СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СУШЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ, НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание, являясь составной частью обучения и профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях, направлено на достижение студентами физического совершенства и подготовку их к высокопроизводительному труду. Основная задача физического воспитания заключается в повышении физической подготовленности, расширении диапазона двигательных навыков и привития студентам потребности в регулярных занятиях физической культурой, стремления к тому, чтобы она стала органичной составной частью их здорового образа жизни.

Плавание – один из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи. Систематические занятия плаванием способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов, содействуют правильному формированию и всестороннему развитию организма, повышению его работоспособности.

К сожалению, за последние годы среди молодых людей, поступающих в наше учебное заведение, процент не умеющих плавать медленно, но постепенно растет. Многолетняя статистика показывает, что из числа первокурсников РГРТА ежегодно 12-15 % не умеют плавать. А ведь плавание жизненно необходимый навык.

Именно по этой причине в программе по учебной дисциплине «Физическая культура» плавание определено обязательным видом подготовки. Минимальное требование – норматив – проплыть 50 м без учета времени. Ведь в жизни может случиться, что на воде нужно продержаться всего 3-5 мин – и ты спасен! На подготовку к выполнению плавательных нормативов этой категорией студентов требуется (в соответствии с учебной программой) как минимум 20 занятий в бассейне. Фактическая продолжительность курса обучения в силу ряда объективных и субъективных причин составляет не более 12-14 занятий. В этой связи возникает необходимость в организации для студентов предварительных специальных занятий по начальному обучению плаванию на суше.

Их основная направленность – повышение уровня развития основных физических качеств, создание представлений о способах плавания и основных упражнениях, выполняемых в условиях водной среды.

С учетом сказанного данные методические указания предназначены для интенсификации учебного процесса за счет формирования у студентов двигательных усилий и навыков.

 

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

В вопросе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:

- изучение техники плавания и овладение необходимым навыком;

- укрепление здоровья, привитие гигиенических навыков;

- содействие всестороннему физическому развитию и закаливанию;

- повышение уровня развития основных физических качеств.

Методы обучения – рациональные способы и приемы работы педагога, использование которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи освоения навыка плавания. Причем, при обучении плаванию широко используется «положительный перенос» навыков, который происходит в тех случаях, когда в структуре изучаемых движений (в их главной фазе) имеется большое сходство.

При обучении плаванию пользуются тремя основными группами методов: словесным, наглядным и практическим.

К словесным методам относятся: объяснение, рассказ, беседа, команда, указания; к наглядным – показ изучаемого движения, его анализ с помощью наглядных пособий.

К практическим методам относятся: метод упражнений, предусматривающий многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных условиях или в усложненных условиях.

Критерием эффективности применяемых методов обучения является соответствие их:

1)      задачам обучения и специфике учебного материала;

2)      возрасту и подготовленности занимающихся;

3)      условиям занятий;

4)      квалификации педагога.

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:

1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;

2) подготовительные упражнения для освоения в воде;

3) упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и ее совершенствования.