3381 РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

Содержание

 

Тема 1. Методы разработки решений                                                      3

Тема 2. Преодоление психологической инерции                                 14

Задания для практических занятий и самостоятельного выполнения           19

Библиографический список                                                                         20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях жесткой конкуренции и быстрого развития  научно-технического прогресса успешное существование предприятия во многом зависит от его способности к изменениям, и восприятию инноваций. Не последнюю роль при  этом имеет умение руководителей принимать нестандартные   решения.

Решение – это выбор одного из имеющихся альтернативных вариантов действий (в простейшем случае – между действием или бездействием). При этом процесс принятия и реализации решения и, в конечном счете, последствия принятого решения определяются качеством первоначальных вариантов.

Настоящие методические указания раскрывают содержание основных методов разработки вариантов инновационных решений, а также преодоления психологической инерции, затрудняющей выработку нестандартных решений.

Указания могут быть использованы студентами при проведении практических занятий по управленческим дисциплинам.

 

Сущность инновационных решений

Необходимость в принятии решения возникает, когда человек или организация сталкиваются с некоторой нежелательной ситуацией и ощущается противоречие между желаемым и действительным состоянием,  т. е.  принятие решения начинается с возникновения потребности. В тот момент, когда появляются новые потребности или существующие способы удовлетворения потребностей перестают быть эффективными, требуется инновационное решение, существенно отличающееся от уже известных вариантов действий. При этом следует помнить, что отличие должно повышать эффективность системы, в противном случае, его появление не оправдано.

Одним из широко распространенных подходов к принятию решений является метод, основанный на последовательном анализе желаемых результатов, способов их достижения и имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов:

 

РЕЗУЛЬТАТЫ – МЕТОДЫ – РЕСУРСЫ.

Последовательно  отвечая  на  нижеприведённые  вопросы,     можно придать  системность  своим  действиям  в  выработке  решений.

Результаты:

Каковы наши цели? Каких результатов мы хотим достичь? Какова приоритетность результатов? Как будет выглядеть «успех»?

Методы:

Как это следует делать? Какие существуют альтернативные методы? Какой наилучший из возможных? Какую систему приближения и оценки мы используем?

Ресурсы:

Какие специалисты нам нужны? Сколько потребуется людей? Какова стоимость реализации решений? Сколько нужно времени? Какие дополнительные ресурсы понадобятся?   [6].

Таблица 1

Характеристика проблемных ситуаций

 

№ п/п

Проблемная ситуация

Состояние признаков проблемы

Применение

Формулировка

Метод решения

Представление о решении

Явные проблемные ситуации

1

Показательные задачи

+

+

+

При обучении, для выработки навыков и отработки процедур решения

2

Школьные задачи

+

+

-

При обучении для самостоятельной работы

3

Риторические проблемы (головоломки)

 

+

 

-

 

+

Для поиска и совершенствования методов. Разрешимы в ограниченном круге поиска решений

4

Классические проблемы

+

-

-

Творческие проблемы, разрешение их требует поиска и совершенствования методов поиска решений, уточнения формулировки и определения результата

Неявные проблемные ситуации

5

Простые неосознанные проблемы

-

+

+

При неопределенной конечной полезности. Новые творческие задачи, требующие нетрадиционных подходов

6

Академические проблемы

-

+

-

Концептуальные, методологические находки, ожидающие применения

7

Неопределенные замкнутые проблемы

-

-

+

Открытия, изобретения, неожиданные результаты, требующие объяснения

8

Неопределенные открытые проблемы

-

-

-

Встречаются на начальных этапах развития научных теорий

Любую потребность можно рассматривать в качестве проблемы.

Проблема – это затруднение, ситуация, требующая выяснения сложная задача,  комплексный вопрос или комплекс вопросов, требующие теоретического изучения, исследования, разрешения, осмысливания [7].

На практике встречаются проблемы различной степени сложности и новизны. Новизну проблемы можно оценить по степени неопределенности исходной информации с помощью  классификации проблемных ситуаций по трем признакам: наличие формулировки проблемы (в чем состоит потребность); наличие методов решения; наличие представления о конечном результате (таблица 1). [4]

Проблемные ситуации 1-го и 2-го типов наиболее просты и постоянно встречаются в повседневной жизни. При принятии решений в подобных случаях не требуется каких-либо специальных процедур разработки решений. Решение принимается на основе предыдущего опыта и не является инновационным.

Проблемные ситуации, когда известна потребность, но способ достижения результатов неизвестен (типы 3 и 4), зачастую не могут быть решены путем прямого применения предыдущего опыта и требуют нестандартных решений. То же самое можно сказать и про более сложные проблемные ситуации, когда неизвестна сама потребность, которую надо удовлетворить (типы 5 – 8). Для принятия решений в ситуациях 3 – 8 необходимо использовать специальные методы разработки и выбора вариантов решений.

ТЕМА 1

Методы разработки решений

Среди методов, применяемых для разработки вариантов решения, можно выделить:

1)       методы случайного поиска;

2)       системные методы, основанные на выявлении поля поиска;

3)       логические методы, основанные на анализе причин возникновения нежелательных свойств системы (позволяют выявить однозначное решение проблемы)

Методы случайного поиска

Методами случайного поиска новых идей называется группа методов, в основе которых лежит использование подсознательных процессов. Эти процессы протекают спонтанно и не поддаются в достаточной степени контролю сознания.  Среди методов случайного поиска идей можно выделить два наиболее простых и результативных – метод фокальных объектов и метод мозгового штурма.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) был предложен Э. Кунце в 1926 году. Сущность данного метода заключается в том, что исследуемый объект помещается «в фокусе» 3 – 4 произвольно выбранных других объектов, не имеющих отношения к исследуемому объекту. Свойства данных объектов следует мысленно перенести на исследуемый объект, «вплести» в его описание  (рис. 1).

Предполагается, что в процессе изменения описания исследуемого объекта возникают новые идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 1