3397 ВНУТРИЗАВОДСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Сущность и методика внутризаводского экономического анализа

Сущность внутризаводского экономического анализа – объективная и всесторонняя оценка выполнения плановых заданий подразделениями; определение и измерение факторов и причин, обусловивших результаты производства; выявление внутризаводских резервов; разработка мероприятий по их использованию; исследование экономических особенностей функционирования и развития того или иного подразделения; выявление и распространение передового опыта.

Особенности внутризаводского экономического анализа:

-         имеется больше возможностей для использования натуральных показателей при оценке объема производства, производительности труда, качества выпускаемой продукции;

-         позволяет полнее выявлять связь между экономикой, с одной стороны,  техникой и технологией производства – с другой;

-         имеет специфические субъекты анализа – это специалисты предприятия и соответствующие службы цехов (табл.1.1);

-         имеет более широкую информационную базу; используются не только данные отчетности, но и данные сводных и первичных документов по учету наличия, движения и использования основных фондов, материальных, трудовых ресурсов, выпуску продукции и т.д.

 

Таблица 1.1

Показатели, характеризующие деятельность функциональных подразделений

Сокращенное наименование функциональных подразделений

Показатели

ПО, ОМТС, ОКП, ПДО, ОС

Выполнение заданий (обязательств) по выпуску и сдаче продукции (производству работ) по номенклатуре и в установленные сроки

ОГК, ОГМТ, ОТС, ОГТ, ОТК

Качества продукции

ОГМ, ОГЭ, ОКС

Фондоотдача

ОГМ, ОГК, ОГТ, ОК, ОТиЗ

Производительность труда

ОГМ, ОГЭ, ОГТ, ОГК, ОГМТ, ОГС, ОС, ОМТС, ОКЦ, ОКП, ПЭО

Себестоимость

 

ПО – производственный отдел;

ОМТС – отдел материально-технического снабжения;

ОКП – отдел кооперированных поставок;

ПДО – производственно-диспетчерский отдел;

ОС – отдел сварщика;

ОГК – отдел главного конструктора;

ОГТ – отдел главного технолога;

ОГМ – отдел главного металлурга;

ОГЭ – отдел главного энергетика;

ОКС – отдел капитального строительства;

ОК – отдел кадров;

ОТиЗ – отдел труда и заработной платы;

ОГС – отдел главного сварщика;

ПЭО – планово-экономический отдел.

 

Методика внутризаводского экономического анализа производственных предприятий в промышленности представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Методика внутризаводского экономического анализа

 

 

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Анализ объема продукции

 

При подсчете плана и сравнении выпуска продукции за ряд пе­риодов используется сопоставимая цена. Основные расчеты:

-         выполнение плана по объему продукции (в процентах), абсо­лютное и относительное отклонение от плана;

-         динамика продукции;

-         влияние производственных факторов на объем продукции. Объем продукции может быть выражен в рублях или нормо-часах.

Выполнение плана по объему продукции определяется сравнени­ем фактических и плановых данных (см. табл. 2.l).

 

Таблица 2.1

Расчет выполнения плана по объему продукции

Показатель

По плану

Фактически

% выпол­нения плана (гp.2: гр.1х100)

Отклонения (+, -)

Сумма,

т.р. (гр.2-1)

% (гр.3-100)

А

1

2

3

4

5

Объем продукции, т.р.

21409

22287

104,1

+878

+4,1

 

При анализе динамики объема выпуска продукции исчисляются все показатели динамики. Если сравнение проводят с одним периодом, то исчисляют: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсо­лютное значение 1 % прироста.

Если сравнивают объем продукции за три и более периодов, то, кроме названных показателей, исчисляются: средний объем выпуска продукции за анализируемый период, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста (см. табл.2.2).

 

Таблица 2.2

Динамика выпуска продукции по кварталам отчетного года

Показатель

1 кв.

11 кв.

111 кв.

IV кв.

А

1

2

3

4

Объем продукции, т.р.

5100

5200

5900

6087

 

Абсолютный прирост - это разность выпуска продукции отчетно­го и предыдущего или отчетного и базисного периодов. Исчисляют его цепным и базисным способами.

Цепным способом                                       гр.2 - гр.1 = +100 т.р.,

(сравнивают рядом стоящие                                гр.3 - гр.2 = +700 т.р.,

уровни):                                                     гр.4- гр.3 = +187 т.р.,

то есть выпуск продукции во II кв. увеличился по сравнению с 1 кв. на 100 т. р.; в 1l1 кв. против II кв. - на 700 т.р.; и в IV кв. против III кв. - на 187 т.р.

Базисным способом:                                   гр.2 - гр.1 = + 100 т.р

гр.3 - гр.1 = +800 т.р ,

гр.4- гр.1 = + 987 т.р.

При базисном способе данные за любой период сравнивают с од­ной базой.

Темп роста - это отношение объема продукции отчетного и пре­дыдущего или отчетного и базисного периодов.

Темп роста                                           во II кв. = гр.2 / гр.1 = 1,02 или 102,0 %,

(цепной):                                              в III кв. = гр.3 / гр.2 = 1,35 или 113,5 %,

в IV кв. = гр.4 / гр.3 = 1,032 или 103,2 %.

Итак, выпуск продукции составил во II кв. - 102,0 % к I кв.; в III кв. - 113,5% ко II кв.; в IV кв. - 103,2 % к III кв.

Темп роста                                           во II кв. = гр.2 / гр.1 = 1,02 или 102,05 %,

(базисный)                                           в III кв. = гр.3 / гр.1 = 1,157 или 115,7 %,

в IV кв. = гр.4 / гр.1 = 1.194 или 119,4 %.

Темп прироста - это разность темпа роста в % и 100 %. При цепном способе:

во II кв. = 102,0 % - 100 % = + 2 %;

в III кв. = 113,5 % - 100 % = + 13,5 %;

в IV кв. = 103,2 % - 100 % = +3,2 %,

то есть выпуск продукции увеличился во II кв. на 2,0 % по сравнению с 1 кв.; в 111 кв. на 13,5 % против  11 кв.; в IV кв. - на 3,2 % против III кв.

При базисном способе:

во II кв. = 102,0 % - 100 % = + 2 %;

в III кв. = 115,7 % - 100% = +15,7 %;

в IV кв. = 119,7 % - 100 % = + 19,4 %.

Абсолютное значение 1 % прироста - это отношение абсолютного прироста к темпу прироста, в %.

При цепном способе:

во II кв. = 100 т.р. /2,0 % = 50 т.р.;

в III кв. = 700 т.р. / 13,5 % = 51,9 т.р.;

в IV кв. = 187 т.р. / 3,2 % = 58,4 т.р.

Значит, каждый % прироста равнозначен дополнительному выпуску продукции во 11 кв. - на 50 т.р.; в 111 кв. - на 51,9 т.р.; в IV кв. – на 58,4 т.р.

 

Средние показатели

 

Среднеквартальный объем выпуска продукции исчисляется как средняя арифметическая простая из квартальных объемов выпуска:

(5100 + 5200 +5900+6087) / 4 = 5572 т.р.

Среднеквартальный абсолютный прирост исчисляется как сред­няя арифметическая простая из абсолютных приростов:

(100+700 + 187) / 3 = 329 т.р.

Среднеквартальный темп роста исчисляется как средняя геомет­рическая из поквартальных коэффициентов роста или из отношения крайних уровней:

 

3Ö1,02 х 1,135 х 11,032 = 1,061(106,1 %) или

 

3Ö6087/5100 = 1,061 (106,1 %) .

 

Среднеквартальный темп прироста - это разность среднего темпа роста в % и 100 %:

106,1% -100% = 6,1 %.

Объем выпуска продукции лимитируется такими факторами, как численность работников и их производительность труда, стоимость основных производственных средств и их фондоотдача и др.

При анализе влияния двух факторов на выпуск продукции ис­пользуется метод абсолютных разниц.

При этом изменение экстенсивного показателя (численности ра­ботников или стоимости основных производственных средств) умно­жается на интенсивный базисный показатель {производительность труда или фондоотдача), а изменение интенсивности показателя умно­жается на отчетный экстенсивный показатель (см. табл. 2.3).

 

Таблица 2.3

Динамика показателей за отчетный и предшествующий периоды

Предшествую-щий период

Отчетный период

Изменение

(+,-)

Объем продукции, т.р.

21000

22287

+ 1287

Стоимость основных производственных средств, т.р.

20776

21424

+648

Фондоотдача с 1 р. стоимости основных производственных средств, р.

1,0108

1,0403

+0,0295

 

 

Увеличение выпуска продукций в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 1287 т.р. произошло за счет:

 

-   влияния  изменения  стоимости  основных  производственных средств:

(21424 - 20776) х 1,0108 = 655 т.р.;

 

- влияния изменения фондоотдачи:

(1,0403 - 1,0108) х 21424 = 632 т.р.

 

Когда оба фактора действуют в одном направлении, то есть оба с плюсом или оба с минусом, то определяется доля влияния каждого фактора (как отношение прироста объема продукции по фактору ко всему приросту).

Доля влияния факторов на прирост продукции:

 

- экстенсивный фактор       (655 / 1287) * 100 = 50,9 %

 

- интенсивный фактор        (632 / 1287) * 100 = 49,1 %.

 

Следовательно, 50,9 % прироста продукции осуществлено за счет экстенсивного фактора и 49,1 % - за счет интенсивного.

2.2. Анализ качества продукции

 

При анализе качества выпускаемой цехом продукции проводятся следующие расчеты:

 

- определяется процент сдачи продукции с первого предъявления;

 

- исчисляются уровень брака и потери от брака в целом по цеху и его отдельным участкам; выявляются причины брака по актам ОКТ и рекламациям потребителей.

 

Абсолютный размер брака (в денежном выражении) равен себе­стоимости окончательно забракованных изделий плюс расходы на ис­правление брака.

Абсолютный размер потерь от брака определяется как разность абсолютного размера брака и удержаний с виновников брака и стои­мости брака по цене возможного использования.

Относительный размер брака (в %) есть отношение абсолютного размера брака к производственной себестоимости продукции.

Относительный размер потерь от брака (в %) - это отношение аб­солютного размера потерь от брака к производственной себестоимости продукции.

Влияние производственного брака на объем производства опре­деляется путем умножения объема выпущенной продукции в оптовых ценах предприятия на относительный размер потерь от брака и деле­ния на 100. В результате получаем сумму недоданной продукции из-за выпуска брака:

 

- при делении продукции по сортам изучается сортность и потери от ее снижения;

 

- анализируются рекламации потребителей (количество принятых рекламаций; количество изделий, на которые поступили рекламации, удельный вес рекламируемых изделий в общем выпуске; затраты по рекламациям);

 

-  определяется сумма прибыли, полученной от надбавки за луч­шее качество продукции.

 

Влияние повышения качества изделий на общий объем продук­ции определяется обычно прямым счетом по разнице в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества.

2.3. Анализ конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность – это характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара – конкурента как по степени соответствия конкурентной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить результаты. Для этого рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента.

 

Q = (Р / Р100) * 100, где:

 

Q - единичный параметрический показатель;

Р - уровень параметра исследуемого изделия;

Р100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100 %.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = å аi * qi.

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ).

J = Gт / Gэ

Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу; если J > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

 

2.4. Анализ выполнения плана по номенклатуре и всему ассортименту

 

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на со­поставлении фактического и планового выпуска продукции по издели­ям, включенным в основной перечень (номенклатуру). В выполнение плана по номенклатуре засчитывается только продукция, изготовлен­ная в счет плана. Сверхплановый выпуск по отдельным изделиям, вы­пуск изделий, не предусмотренных планом, а также стоимость работ непромышленного характера в расчет не принимаются (см. табл. 2.4.1).

Таблица 2.4.1

Оценка выполнения плана по номенклатуре

Номенклатура важнейших изделий

По плану

Фактически

Всего

В том числе

в пределах плана

сверх плана

А

5000

5000

5000

-

Б

7150

7200

7150

50

В

8180

8160

8160

-

Итого

20330

20360

20310

50

В % к плану

100

100,1

99,9

0,2

 

Итак, план по номенклатуре выполнен на 99,9 %, сверхплановый выпуск составил 50 т.р. (0,2 %) по изделию Б.

Полный ассортимент включает прочие изделия или виды работ, не включенные в основной перечень, а также расшифровку основных номенклатурных позиций по видам и подвидам продукции. Если пол­ный ассортимент невелик, то подсчет общего % выполнения плана по развернутой номенклатуре ведется по вышеприведенной методике.